ЗаключениеСтраница 1
В ходе исследования проведен анализ теоретических аспектов формирования и динамики неформальных групп. Даны общее понятие группы, рассмотрены отличия неформальных групп от формальных, а также характеристика неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования класса. Как мы выяснили, существуют два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для класса и оказывают большое влияние на членов класса. Формальные группы выделяются как структурные подразделения в классе. Они имеют формально назначенного руководителя¸ формально определенную структуру ролей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Неформальные группы создаются не распоряжениями классного руководителя и формальными постановлениями, а членами класса в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Они представляют собой спонтанно сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения. Изученные нами особенности характеристик неформальных групп, а именно: социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией; тенденция к сопротивлению переменам; наличие своих неформальных лидеров, помогли нам глубже изучить данную проблематику и в дальнейшем найти необходимые рычаги управления данными группами.
С целью выявления структуры МНГ в образовательном учреждении нами было проведено исследование межличностных отношений в подростковой среде в условиях школы. В практической части работы были использованы следующие методики: методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (“Социометрия”) Дж. Марено, анкета Б.А. Федоришина для определения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), методика определения индекса групповой сплоченности Сишора, исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений Сакса-Сиднея, анкетирование подростков, их родителей и классного руководителя. Результаты проведенной диагностики позволили нам выделить факторы формирования МНГ в классном коллективе и предложить образовательному учреждению рекомендации по эффективному управлению неформальными группами. Основными из них являются: обеспечение лояльности учителей к классному коллективу, управление лидерами неформальных групп, использование в управлении каналов неформальной передачи информации.
Таким образом, стало ясно, что в большинстве случаев причинами вступления в неформальные молодежные объединения становятся недовольство, неудовлетворенность общением и социальным статусом в группе, а также такие факторы, как стремление к большей самостоятельности, независимости от законов, традиций, устоев мира взрослых. В большинстве случаев решающим фактором при вступлении подростков в неформальные молодежные объединения становится атрибутика «неформалов»: их одежда, знаки, символика. Когда неформальные молодежные объединения носят просоциальный характер, то это всех устраивает и родителей и педагогов, а также все общество в целом, но стоит только «неформалам» перейти границы дозволенного сразу же происходит ответная реакция от окружающего социума.
Анализ задач социально-педагогической работы с неформальными молодежными объединениями показал, что работа необходима, как с асоциальными и антисоциальными движениями, так и с просоциальными движениями, но работа не запрещающего, карающего характера, а скорее агитационного, завлекающего характера и, наоборот, с асоциальными и антисоциальными следует вести более жесткую политику, но для начала, всегда каким бы неформальным молодежным объединениям не было, не стоит сразу разобщать это движение запрещать.
При осуществлении данного исследования мы руководствовались следующей гипотезой, что содержанием социально- педагогической деятельности с малыми неформальными группами в образовательном учреждении является сопровождение социального становления учащихся в межличностном взаимодействии и профилактика отклоняющегося поведения подростков. В результате нашего исследования гипотеза подтвердилась. Однако, выработка конкретных путей сопровождения социального становления подростков в малых неформальных группах требует дальнейшего изучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении научной литературы по работе с малыми неформальными группами учащихся.
Практическая значимость исследования характеризуется тем, что основные научные выводы и результаты могут использоваться в школьной практике в работе с малыми неформальными группами учащихся.
Приложение 1
Протокол «социоматрица» к методике Дж. Морено «Социометрия»
|
Кто выбирает Ф.И. испытуемого |
Кого выбирают |
Сделанные выборы |
всего | |||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
+ |
- | |||
|
Иван А. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
3 |
3 |
6 | |||
|
Анастасия Б. |
0 |
0 |
0 | |||||||||
|
Николай Г. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
3 |
3 |
6 | |||
|
Исмаил Г. |
+ |
+ |
+ |
- |
3 |
1 |
4 | |||||
|
Илья Д. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
3 |
2 |
5 | ||||
|
Иван К. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
3 |
3 |
6 | |||
|
Виктор К |
- |
+ |
+ |
- |
2 |
2 |
4 | |||||
|
Сергей Р |
0 |
0 |
0 | |||||||||
|
Полученные выборы |
3 |
1 |
3 |
1 |
5 |
1 |
3 |
0 |
+3 | |||
|
0 |
5 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
6 |
-1 | ||||
Инцидент
Инцидент — формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом естественного хода событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья» сила, преследующая свои интересы в предполагаемом ...
Теоретические основы организации социальной помощи,
предотвращающей суициды. Основные
психологические подходы к исследованию суицида
Сложность, многогранность феномена самоубийства, а также нередкое смешение индивидуального и социального уровней суицидальных проявлений обусловливает разнообразие подходов к их объяснению.
Антропологический подход представлен «конституциональными» воззрениями Э. Кречмера и У. Шелдона, усматривавших основу суицидального поведения «в ко ...
Личностная готовность
Личностная готовность детей к школе (М.И.Лисина, Л.И.Божович, Р.С.Буре, Р.Б.Стеркина и др.) охватывает три основные сферы жизненных отношений ребенка:
· Отношения с окружающими взрослыми; важнейшим компонентом в них является произвольность, т.е. способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, понимать условност ...
