Теоретические основы проблемы гендерных особенностей стресса в
отечественной и зарубежной психологии. Стресс как проблема
в разработках на современном этапеСтраница 5
ü Страх потерять собственное Я. В его основе - современное разделение труда и отчуждённость работника от конечных его результатов. Человек фактически становиться неким винтиком в гигантском технологическом процессе, отчего утрачивается ощущение личностью самоценности и, напротив возрастает чувство ненужности, профессиональной обезличенности [3; 51 – 57].
О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная [8; 261] исследовали макротравмы у студентов - будущих психологов, показали наличие в их опыте следующих проблем: смена места учёбы (поступление в вуз или смена вуза) - 100 %; проблемы, связанные с установлением любовных отношений, начало сексуальных отношений - 93 %; изменение характера дружеских отношений - 82 %; личностные изменения, связанные с достижениями в различных сферах деятельности, - 71 %; изменение характера отношений с родственниками - 71 %; проблемы, возникающие в ходе своего досуга и быта, - 68 %; изменение места жительства - 57 %; смерть близких - 54 %; приобретение животных - 36 %; проблемы со здоровьем - 32 %.
Макротравмы часто воспринимаются комплексно. Можно выделить три системообразующие макротравмы, на которые указывают студенты: переезд, поступление в вуз, организация досуга и быта. Данные факторы отражают характер личностного становления будущего психолога. Актуальность тех или иных проблем для конкретного человека определяется как его личностными особенностями (ценности, направленность личности, характер эмоциональных связей и др.), так и индивидуальными способами реагирования на стресс.
Ю. А. Александровский [1] в своих исследованиях много внимания уделяет клинико-психопатологическим проявлениям стресса и считает, что показателем психической дезадаптации является нехватка адекватного и целенаправленного реагирования человека в условиях психотравмирующей ситуации, приобретающей индивидуально-экстремальный характер.
По определению М.В. Барабановой [8; 132] синдром профессионального выгорания, проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного эмоциональным перенапряжением при работе с людьми. Т.И. Ронгинская отмечает, что симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые приводят или могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер и прежде всего - эмоциональной.
Группа американских исследователей занимающихся изучением механизмов возникновения стресса и возможных путей его предупреждения среди личного состава войск [13; 101] пришли к выводу, что потери в результате получения психических травм в будущих войнах могут возрасти вследствие усиления напряженности боевых действий, повышения убойной силы оружия и общего усложнения обстановки на поле боя. В США также разрабатываются фундаментальные вопросы нейрофизиологии и поведения людей с целью более глубокого понимания воздействия на личный состав различных видов стресса, подробно изучаются поведенческие реакции и патофизиология стресса. Специалисты Натикского центра научно-прикладных исследований установили, что фаза устойчивого сопротивления воздействию факторов стресса характеризуется резким усилением деятельности определенных отделов головного мозга, что сопровождается ускоренным расходом медиатора нервных импульсов - норадреналина, от которого зависит способность организма противостоять факторам стресса. Нагрузки стрессовой ситуации ведут к истощению запасов норадреналина и требуют их быстрого наращивания, иначе в организме наступают нервно-психические нарушения, которыми характеризуется психическая травма.
Д. Хоффельд [13; 320] изучал причины стрессов у пожарных, в связи с тем, что: они раньше умирают чем их сверстники; стрессы вызывают тяжелые физические и психические заболевания; сильно снижается работоспособность; 75% пожарных по призыву страдают синдромом посттравматического стрессового расстройства и пр. Автор выделяет следующие источники стрессов - физические (шум, экстремальная температура, огонь, ядовитые газы, взрывы и др.), психические (смерть или угроза смерти детей и подростков, массовое ранение людей, страх за семью и др.), социальные (авторитарный стиль руководства, критика, принуждение и др.), индивидуальные и материальные. Стресс вызывает у пожарных как физиологическую реакцию (болезни сердечно-сосудистой системы, кишечника, аллергию, ревматизм, пародонтоз, депрессию, нарушения сна, шизофрению, психозы, мигрень и др.), так и психическую реакцию (эмоциональная реакция, синдром посттравматического стрессового расстройства, реакцию на узнавание).
Так, разрушая психологические, физиологические, адаптационные возможности человека, стресс, по-видимому, способствует развитию посттравматических стрессовых расстройств. По данным исследователей Германии, Франции и Австрии, у 25% обращающихся к врачу лиц обнаруживают психовегетативные нарушения, функциональные нарушения органов, психосоматические заболевания и депрессивные состояния. Психические стрессоры вызывают более интенсивные реакции: в стадии тревоги одновременно с вегетативными и эндокринными защитными реакциями возникает также психическая готовность к борьбе, предрасполагающая также к реакциям агрессии и страха. Во второй стадии - адаптационного синдрома - многообразие психовегетативных расстройств способствует развитию у некоторых личностей ипохондрических расстройств (уход в свои болезни, не всегда имеющие под собой объективную почву). В третьей стадии - истощения – в зависимости от конституционального предрасположения и иных факторов проявляются заболевания внутренних органов или психические заболевания. Под влиянием хронического или постоянно повторяющегося стресса возникают депрессивные, ипохондрические, тревожные развития личности с возникновением риска развития алкоголизма, лекарственной зависимости, суицидального поведения (вторичные проявления воздействия стресса). Острым или хроническим стрессом могут быть спровоцированы проявления таких психических заболеваний, как эпилепсия, шизофрения и др. У людей пожилого возраста в 90% случаев развивается депрессия [3].
Понимание предназначения
Все в жизни, куда ни посмотри, имеет свое предназначение.
В своей книге «В поисках предназначения» Майлс Монро утверждает: «Предназначение инициирует создание предмета, всякий предмет создается с определенной целью. Он существует для выполнения изначально определенных функций и, лишь выполняя их, может полностью реализовать себя. Незна ...
Чем внешние раздражители отличаются от внутренних (соматофизиологических)?
Можно сказать, что сновидение является реакцией на мешающее сну раздражение. Как мы уже знаем, это единственный момент, где нам на помощь может прийти точная экспериментальная психология; она приводит доказательства того, что раздражения, произведенные во время сна, проявляются в сновидении.
Совершенно безразлично, чем нарушается сон, ...
Педагогические
конфликты и способы их разрешения. Управление образовательными системами
В работе педагогических коллективов межличностные конфликты неизбежны. Однако здесь они особенно опасны, так как неблагоприятно сказываются на качестве обучения и воспитания детей. Необходимо отличать конфликты от противоречий и расхождений во взглядах педагогов, которые, напротив, нередко полезны для обучения и воспитания. При различны ...