Предложения по совершенствованию программы практики, методического
руководства со стороны работников образовательного учреждения и преподавателей
вузовских дисциплинСтраница 2
После этого следует ознакомление студентов с планом их работы, который впоследствии вывешивается в кабинете на видном месте. В нем обозначены все виды работы, отчетные материалы по каждому из них (со сроками сдачи), требования к индивидуальному графику работы.
План может включать в себя целый ряд направлений деятельности:
· групповая психодиагностическая работа
· индивидуальная психодиагностическая работа
· психологическое наблюдение
· проведение элементов социально-психологического тренинга
· различные варианты индивидуальных заданий
Основным направлением работы студентов остается групповая психодиагностика. Но по мере возможности следует стремиться к тому, чтобы разнообразить ее, давать студентам не только самые известные методики, но и новые перспективные разработки. Если методика требует не очень сложной, но длительной обработки, то по мере возможности следует привлекать к этой работе не студентов, а самих учеников. Студентам же полезно провести не только смысловой, но и математический анализ полученных результатов. Все будущие психологи изучают основы математической статистики, однако для большинства из них эти знания так и остаются малосвязанными с профессиональной деятельностью. Школьная практика могла бы дать хорошую возможность исправить этот недочет. Однако до широкого внедрения требований математического анализа результатов практики еще далеко, что связано, по моему мнению, прежде всего с недостаточным уровнем математической подготовки большинства самих школьных психологов.
Кроме того, в рамках школьной психологической практики имеется возможность дать студентам задания, связанные с проведением элементов социально-психологического тренинга. Умение проводить такие тренинги очень важно для практического психолога, однако в ВУЗе студенты приобретают опыт преимущественно не проведения таких занятий, а лишь участия в них. Только в последнем семестре V курса читается дисциплина “Активные методы социально-психологического обучения”, на которой студенты осваивают и пробуют провести тренинговую программу для детей и подростков. Однако в качестве тренинговой группы на этих занятиях выступают не школьники, а сокурсники, специфика работы с которыми сильно отличается от специфики работы со школьниками. А читается этот курс после окончания всех практик, поэтому студенты лишены возможности перенести полученные навыки на школьников.
В результате складывается парадоксальная ситуация: на практики студенты приходят, не имея необходимой для проведения тренингов учебно-методической подготовки, а получив такую подготовку, уже не имеют возможность реализовать ее на практике. Конечно, оптимальным способом решения этой проблемы была бы коррекция учебных планов таким образом, чтобы изучение методических основ тренинговой работы предшествовало хотя бы одной из школьных психологических практик. В существующих же условиях в рамках практик удается успешно организовать только проведение студентами небольших фрагментов тренинговой работы по четкому предварительному плану, нюансы воплощения которого должны быть предварительно обсуждены с психологом. Кроме того, желательно проведение наблюдения непосредственно в ходе тренинга. Такие занятия полезны как для студентов, так и для школьников, но возьмет ли на себя психолог сложную и неоплачиваемую работу по их организации, вопрос спорный.
Сложности организационного плана в ходе практик связаны еще и с тем, что вся работа должна быть распределена и выполнена в течение одной недели, что не всегда возможно. Видимо, краткосрочные школьные практики в организационном плане было бы удобнее проводить не в течение одной недели подряд, а, например, 3 недели по 2 дня (разных) в каждую. Общее количество часов при этом не изменится, а эффективность практики может возрасти.
Что касается психологической части работы студентов на методической и стажерской практиках, то ее эффективность, к сожалению, оказывается ниже, чем на краткосрочных психологических практиках. Основная причина этого в том, что базовые школы для таких практик почему-то выбираются исключительно с ориентацией на преподаваемый предмет, без учета наличия и эффективности работы психологической службы. В результате студенты получают задания по психологии, но часто оказываются в ситуации, когда качественно выполнить их на базе предложенной школы попросту невозможно. Например, мне достоверно известен случай, когда практикантам в школе так и не выделили время для выполнения психологических заданий, в результате они для получения зачетов были вынуждены заполнять друг другу тестовые бланки вместо учеников. Это абсолютно бесполезно, да и попросту унизительно для студентов. Кроме того, вполне возможно, что “полученные” таким путем данные преподаватель использует в собственной методической работе. Думаю, достоверность результатов такой работы в комментариях не нуждается.
Психология человеческих отношений. Общение как
взаимодействие
Интepaктивнaя сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями пo поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание peaлизyeтcя в нoвыx пoпыткax развить совместную деятельность, организовать ee. Это позволяет интерпретировать взаимодействие кaк о ...
Послеконфликтная стадия
Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью завершен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями будет зависеть от следующих положений:
· насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговоров достичь преследуемой цели;
· какими ...
Теории классификации потребностей
Психологи, социологи и философы предпринимали многочисленные попытки дать общую классификацию потребностей. Любая из этих классификаций может послужить основой для классификации видов сервисной деятельности, направленных на удовлетворение этих потребностей. Так, есть потребности:
Ø материальные и духовные;
Ø преимуществе ...