ВведениеСтраница 1
Актуальность проблемы исследования.
Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации. Обеспокоенность работодателей и управленцев выгоранием сотрудников объясняется тем, что оно начинается незаметно, а его последствия в виде «упущенной выгоды» очень дорого обходятся организации.
Эмоциональное выгорание имеет целый ряд последствий.
Так, межличностные последствия проявляются в социальных (общественных), семейных отношениях, а также в рабочих конфликтах или деструктивном напряжении при общении с коллегами, деловыми партнерами, клиентами и т.д. Установочные последствия выгорания заключаются в развитии негативных установок по отношению к клиентам, работе, организации или к себе, в отчуждении от работы и, как следствие, в снижении лояльности и привлекательности работы в данной организации. Поведенческие последствия проявляются как на уровне отдельного работника, так и на уровне организации. «Выгоревшие» работники прибегают к неконструктивным или неэффективным моделям поведения, чем усугубляют собственное переживание дистресса и повышают напряженность вокруг себя, что сказывается на снижении качества работы и коммуникации. Психофизиологические последствия отражаются в психосоматических расстройствах, таких как бессонница, головные боли, общее ухудшение самочувствия и т.д., что в конечном итоге может привести к состоянию глубокой депрессии.
Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации. Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми, причем от качества коммуникации зависит результат деятельности (моральный и материальный). Все ситуации рабочего (делового) общении, отягощенные высокой ответст-венностью за людей (клиентов, пациентов, учеников, подчиненных и т.п.), сопровождающиеся высокой эмоциональной и интеллектуальной напряжен-ностью (когнитивной сложностью), становятся фактором риска выгорания работников.
Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизио-логические и поведенческие компоненты. По мере того, как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведет к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь – к обостренному переживанию одиночества.
Проблемаисследования – влияние копинг-поведения на степень эмоционального выгорания личности.
Цельюисследования является выявление такого копинг-поведения, при котором степень эмоционального выгорания личности минимальна.
Объектомисследования является синдром эмоционального выгорания личности как следствие межличностного взаимодействия индивидуума в социуме.
Предметомисследования является копинг-поведение личности.
Гипотезаисследования состоит в предположении о том, что выбор адаптивного копинг-поведения может предотвратить или остановить эмоциональное выгорание личности.
Исходя из гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи
:
1) провести теоретический анализ по теме исследования;
2) изучить степень эмоционального выгорания, копинг-поведение и механизмы психологической защиты сотрудников ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ»;
3) разработать практические рекомендации по преодолению и предотвращению возникновения синдрома эмоционального выгорания в учреждении.
Теоретическую основуисследования составляют работы В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой в области исследования синдрома профессионального выгорания; Р.М. Грановской, Е.С. Романовой в области исследования механизмов психологических защит; Е.Р. Исаевой, Р. Лазаруса, В.Н. Мясищева, Н.А. Сироты, В.А. ашлыкова, Э. Хайма, В.М. Ялтонского в области исследования стратегий совладания.
Методологической основойисследования являются основные методологические принципы, разработанные в гуманитарных и естественных науках отечественными учеными: принцип системности и принцип целостности, изложенные в работах К.А. Абульхановой-Славской, И.В. Блауберга, А.А. Деркача и принцип потенциального и актуального, описываемый в работах О.С. Анисимовой, В.Г. Асеева.
Вопрос преемственности дошкольного образования и начального периода
обучения школьного типа
Проблема преемственности дошкольного образования и образования, получаемого детьми в начальном звене школы, является "вечной" проблемой отечественного образования. Никто не оспаривает необходимость ее решения, но ясности нет. Подходя к рассмотрению этой проблемы надо честно ответить на ряд вопросов: 1) что понимать под преемст ...
Глоссарий
Общение
– специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
Коммуникация
– процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.
Убеждающее
воздействие
- интеллектуальное сопереживание в процессе совместной мыслительной деятельно ...
Дайте краткое определение ошибочным действиям и приведите конкретный
пример.
Ошибочные действия человека:
оговорки - когда, желая что-либо сказать, кто-то вместо одного слова употребляет другое;
описки - когда, то же самое происходит при письме, что может быть замечено или остаться незамеченным;
очитки - когда читают не то, что напечатано или написано; ослышки - когда человек слышит не то, что ему говорят, ...