Особенности самопринятия матерей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом
Страница 2

Другая психология » Эмоционально-оценочное отношение матери с подростком, страдающим детским церебральным параличем » Особенности самопринятия матерей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом

Обратимся теперь к данным, которые мы получили с помощью методики КИСС.

Сравнение показателей свидетельствует, что самопринятие матерей детей, больных ДЦП не отличается от самопринятия матерей здоровых детей. В обеих группах показатели достигают уровня, описанного в литературе как «Достаточно».

Я считаю, что тест-опросник самоотношения и методика КИСС в совокупности позволили выявить не только вербальную, осознаваемую самооценку и самопринятие, но и неосознаваемую, подлинно переживаемую самооценку, то есть с помощью выбранных диагностических инструментов представилось возможным рассмотреть две различные стороны самопринятия.

Данные, полученные с помощью теста-опросника самоотношения, подтверждают предположение о том, что у матерей, воспитывающих детей с ДЦП, уровень самопринятия ниже, чем у матерей, воспитывающих здоровых детей. Опросник позволил выявить вербальное, осознаваемое самопринятие.

Данные, полученные с помощью методики КИСС, могут показаться отличными от распространенного мнения о том, что родители детей-инвалидов низко оценивают себя, но методика выявила реально переживаемое самопринятие, и видно, что оно на достаточно высоком уровне, и матери детей с ДЦП находятся в гармоничных с собой отношениях.

Рассмотрим теперь данные, полученные в ходе интервью, для того чтобы попытаться найти объяснение этому факту.

Анализ интервью матерей, воспитывающих детей с ДЦП, был проведен с целью определить их вербальную, осознаваемую оценку себя, своих взаимоотношений с ребенком, семьей и окружающим миром.

Отношения респонденток к себе делятся на «положительные», «отрицательные» и «неоднозначные». Положительное самопринятие отмечено у 40% матерей, «отрицательное» — у 45%, отношение, которое можно назвать «неоднозначным», — у 15%. Мы видим, что матерей, которые осознанно характеризуют себя негативно, больше.

Рассмотрим две подгруппы матерей, которые дают себе высокие и низкие оценки по результатам интервью.

У восьми матерей (100%), оценивающих себя положительно, были выявлены «положительные» отношения с ребенком (87,5%) и близкими (87,5%). Об отношениях с «улицей» упоминают негативно 50%, а остальные 50% не упоминают о них вообще. Об отношениях с государством не говорится в 75% случаев, в 25% — отношения негативные.

У девяти матерей (100%), оценивающих себя отрицательно, наблюдаются положительные отношения с ребенком в 88,9% случаев, такое же отношение членов семьи к ребенку мы видим лишь в 44,4% случаев, остальные 55,5% оценивают отношение семьи к больному ребенку как «отрицательное», «неоднозначное» или не упоминают о нем. Отношения с близкими являются «положительными» у 55,5% матерей, у остальных 44,4% — негативными или «неоднозначными». В этой группе матерей отмечаются как «положительные» отношения с «улицей» (22,2%), так и «отрицательные» (44,4%) и «неоднозначные» (33,3%). Отношения с государством преобладают «отрицательные» — 55,6%, а 44,4% матерей не упоминают о них.

Рассмотрев количественные данные, мы можем теперь нарисовать картину мира тех матерей, которые позитивно оценивают себя, и картину мира тех, которые оценивают себя негативно.

«Положительно» оценивающие себя матери имеют теплые взаимоотношения со своими детьми и с близкими людьми, их семья положительно относится к ребенку, они нечасто вступают в конфликт с «улицей» или мало задумываются над тем, как «улица» их оценит, а также они не перекладывают всю вину за случившееся с их детьми на государство, что говорит об их зрелости, умении справляться с трудностями своими силами.

Те матери, которые «отрицательно» оценивают себя, также имеют теплые отношения со своими детьми, но их отношения с близкими нельзя назвать однозначно позитивными, их семья чаще относится к ребенку или неоднозначно, или негативно. Отношения с «улицей» важны для них, поскольку упоминаются во всех случаях, чаще негативно или неоднозначно. Этих матерей можно назвать более инфантильными по сравнению с матерями, относящимися к себе положительно, так как они ждут помощи и поддержки государства в решении своих проблем.

Итак, мы можем сделать следующие выводы по итогам анализа интервью: матери детей больных ДЦП оценивают себя как положительно, так и отрицательно; матери, оценивающие себя положительно, имеют в целом и более позитивную картину мира (взаимоотношения с близкими людьми, отношения семьи к ребенку, взаимоотношения с государством); у матерей, оценивающих себя негативно, мы наблюдаем и более негативную картину мира, но это не касается взаимоотношений с ребенком.

Страницы: 1 2 3


Общение, его структура и функции
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредственным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к друго ...

Развитие интеллекта
Исследования Л. Шоемфельдта и В. Оуэнса (1966), проводимые посредством совмещения лонгитюдного метода и метода возрастных срезов, показали что вербально-логические функции, достигающие первого оптимума в ранней молодости, могут возрастать в зрелые годы вплоть до 50 лет и постепенно снижаются лишь к 60 годам. При определении общей интелл ...

Социализация как социокультурное явление. Понятие социализации в отечественной и зарубежной психологии. Понятие о социальной ситуации развития
Социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществ ...