Условия эффективного взаимодействияСтраница 2
Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция.
Кооперация, или кооперативное взаимодействие: обозначает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный её особой природой. Важным показателем "тесноты" кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.
Что касается другого типа взаимодействия – конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован в наиболее яркой форме, а именно: на конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, мнений или общении как восприятии людьми друг друга.
Общение становится возможным только в том случае, если между участниками этого общения могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет о том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир другого человека, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам.
Понимание – это определенная форма воспроизведения объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью. В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии, а о познании другого.
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин "идентификация" имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация – это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью "понять" переживания и чувства познаваемого человека. Слово "понимание" здесь используется в метафорическом смысле – эмпатия есть "аффективное понимание".
Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию и часто в психологической литературе термин "эмпатия" имеет расширительное толкование – в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувства партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности.
Это означает два момента:
а) принятие личности человека в целостности;
б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом.
Рефлексия в проблеме понимания друг друга – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.
Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция (от англ. attract – притягивать, привлекать) – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.
Таким образом, общественные, межличностные отношения раскрываются в общении, во взаимодействии. Вне общения просто немыслимо человеческое общество.
Видение и предназначение
«Для чего я живу?». Этот вопрос хоть раз в жизни задавал себе каждый человек. Кто-то задается этим вопросом с ропотом, кто-то сразу ищет ответ. Рожденный от Бога, рожденный свыше человек задает этот вопрос уже без ропота, получая ответ на этот вопрос ответ от Самого Бога.
Трудно переоценить важность познания Божьей воли, Божьего плана ...
Индивидуально-психологическое лечение неврозов
Вслед за этими рассуждениями мы изложим свой взгляд на сущность и лечение неврозов.
Этиология
а) Чувство неполноценности и компенсация
Краткое обсуждение обширной области психотерапии, оценке которой все еще угрожает так много принципиальных разногласий, представляется мне делом, требующим немалой смелости. Но мне не хотелось бы упус ...
Резюме
Таким образом, мы рассмотрели в первом разделе основные теоретические положения проблемы социально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ. Мы проанализировали проблему социально-психологической готовности к труду в контекстах коммуникативных навыков, а также социально-психологических установок и мотивационно-ценностных ориен ...