Теоретико-методологические основы изучения репродуктивной функции семьи. Историко-социологические исследования семьи
Страница 3

Другая психология » Репродуктивное поведение личности и семьи » Теоретико-методологические основы изучения репродуктивной функции семьи. Историко-социологические исследования семьи

В произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса берет начало и второй путь, которым шло преодоление умозрительности, спекулятивности в трактовке брака и семьи, – путь социологического исследования этих явлений с помощью эмпирических методов. Первым таким исследованием была знаменитая книга Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (1845). В ней обстоятельно проанализирована ситуация, созданная вовлечением женщин в производственную деятельность. Примечательно, что Ф. Энгельс использовал при этом почти все применяемые в современной социологии методы получения эмпирической информации: анализ статистических источников и документов, мнения людей, выступавших в роли экспертов, свидетельства очевидцев, и, наконец, собственные наблюдения и интервью. Произведение, практически положившее начало социологической науке, органически соединило в себе эмпирический и теоретический принципы исследования, самое пристальное внимание к фактам и самые широкие обобщения.

Э. Дюркгеймом был сформулирован закон «контракции» (сжатия) семьи от обширного круга родственников ко все более узкой группе вплоть до так называемой «супружеской семьи». Этот закон, проявляющийся на некоторых этапах истории семьи, не имеет, однако, как показали более поздние исследования, всеобщего характера. В качестве же тенденции развития брачно-семейных отношений он был до Дюркгейма установлен Ф. Энгельсом.

Определенное влияние на социологию семьи оказала теория «социальных групп», автором которой считается американский социолог Ч. Кули «Социальная организация», 1909. В соответствии с этой теорией семья стала рассматриваться как «первичная группа особого рода», взаимодействующая с другими первичными, а также вторичными (секундарными) группами.

Страницы: 1 2 3 


Процессы сенсорной интеграции и полимодального восприятия
Исследователи единогласны в том, что зрение, слух, вкус и другие индивидуальные ощущения присутствуют у ребенка при рождении и способны к функционированию, но существуют различные мнения насчет того, являются ли чувства новорожденного интегрированными или скоординированными. Если взять для примера координацию зрения и слуха, то как мы м ...

Послеконфликтная стадия
Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью завершен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями будет зависеть от следующих положений: · насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговоров достичь преследуемой цели; · какими ...

Управляемое воображение и позитивное видение
Попробуйте провести небольшой эксперимент. Закройте глаза и скажите, сколько всего окон в вашем доме или квартире. Главное здесь не само число, а то, как вы к нему пришли. Естественно, с помощью воображения вы представили в уме каждое из окон. Все мы в той или иной форме пользуемся воображением для решения наших насущных проблем. Как ...