Особенности интеллектуального развития
Страница 1

Нарушения зрения и умственная отсталость.

Традиционно первым вопросом матери к акушерке всегда являлся вопрос: «Это мальчик или девочка?»

Современные женщины, осведомленные о возможности рождения ребенка с недостатками в развитии, часто спрашивают: «Все в порядке?» Не все, но многие нарушения могут быть выявлены сразу после рождения.

Родители могут начать беспокоиться на любом этапе развития ребенка, и, к счастью, не всегда обоснованно.

Иногда родителей беспокоит, что их дети ведут себя слишком хорошо, не кричат подолгу, как другие дети, слишком покладисты, легко удовлетворяются, не слишком возмущаются, если задерживается кормление. Другие дети, наоборот, всегда ноют и никогда не бывают счастливыми. Некоторые родители бывают потрясены тем, что их ребенок ведет себя как слепой. В некоторых случаях действительно могут быть какие-то проблемы со зрением. Возможны нарушения на глазном дне, атрофия зрительного нерва, помутнение прозрачных сред, через которые проходит в глаз свет. Раньше у многих недоношенных детей, которые получали слишком много кислорода, возникали тяжи позади хрусталика; и это все еще может иногда происходить и теперь с очень маленькими хрупкими детьми. Однако теперь эта опасность хорошо известна и давление кислорода в кувезах, или инкубаторах для недоношенных детей, является настолько низким, насколько это возможно, при этом кислород никогда не подается непрерывно.

Следует помнить, что имитировать поведение слепого ребенка могут глубоко умственно отсталые дети, которые не умеют правильно реагировать на свет. В раннем возрасте все дети подвергаются воздействию разнообразных стимулов. Моргание возникает автоматически (безусловный рефлекс), если прикоснуться к роговице между веками глаза. Позже здоровый ребенок уже реагирует на угрозу прикосновения так, как если бы это было прикосновение, и моргает, если какой-то объект быстро приближается к его глазу (условный рефлекс). Это можно продемонстрировать, направляя палец к глазу ребенка.

Ребенок с выраженной умственной отсталостью может не отреагировать на угрозу, хотя при офтальмологическом обследовании у него не выявляется какой-либо глазной патологии. Однако в его мозгу не образовалась необходимая условная связь между действительным прикосновением к роговице и быстрым приближением объекта, которое может закончиться болезненным прикосновением. Таким образом, уже с этой точки зрения умственно отсталые дети оказываются беспомощными перед лицом опасности.

С другой стороны, следует иметь в виду, что 20% детей с выраженной умственной отсталостью действительно страдают нарушениями зрения.

При врожденной слепоте ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений, задерживается освоение пространства и предметной деятельности; даже слабовидение, возникшее в раннем детстве, вызывает недоразвитие психомоторной среды. У слепых и слабовидящих детей задерживается интеллектуальное развитие, что выражается в виде более позднего формирования первичного обобщения, дефицита информации, замедления развития познавательных процессов. Качественные особенности интеллектуальной недостаточности проявляются в особенностях мышления, речи и других предпосылок интеллектуальной деятельности. У них обнаруживаются слабость абстрактного мышления и преобладание чувственно-образного способа суждения. По сравнению со зрячими их представления о реальных предметах реального мира схематичны, скудны и не отражают полностью существенных признаков. Характерна задержка развития речи на 1—2 года. Вместе с тем сформировавшаяся речь нередко бывает более развитой, чем у зрячих сверстников. По структуре и интонациям она может напоминать речь взрослых. Характерна склонность к рассуждатель-ству, различие между относительно богатым словарем и фактическими знаниями ребенка. Слова часто не выражают истинного, конкретного их значения. Предполагается, что это связано с особыми условиями формирования речи у детей с дефектами зрения — при преобладании слухового подражания в отрыве от непосредственного чувственного опыта. С этим связаны такие же особенности интеллекта, как формальность мышления, преобладание общих, неконкретных знаний, недостаточно адекватное использование понятий, словесных обозначений.

Страницы: 1 2


Виды и формы памяти.
Существуют разные классификации видов человеческой памяти: 1. По участию воли в процессе запоминания; 2. По психической активности, которая преобладает в деятельности. 3. По продолжительности сохранения информации; 4. По сути предмета и способа запоминания. [13] ...

Психологическая характеристика системы развивающего образования по Л.В. Занкову
Среди большого числа новаций развивающее обучение занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемым с ним ожиданиям по повышению качества образования. Вместе с тем теория и технология развивающего обучения далеки от завершения, особенно для среднего и старшего звена. Более того, понятие ...

Индивидуальная психология, ее предположения и результаты
Обзор большинства психологических учений демонстрирует своеобразное ограничение, когда речь заходит об области ис­следования и средстве познания. Создается впечатление, что из этой сферы с глубоким умыслом исключаются опыт и зна­ния человека и подвергается сомнению ценность художествен­ного, творческого познания, угадывания и интуиции. ...