Особенности психо-эмоционального формирования личности ребенка
Страница 3

Другой способ для ребенка из семьи, злоупотребляющей алкоголем, приспособиться к действительности - это высмеивать и вышучивать все окружающее, чтобы таким путем снять стрессовые нагрузки. Они все время зациклены на шалостях и все время поясничают с тем, чтобы переключить внимание с серьезного (убогое и невыносимое окружение) на смешное. Они шутят и говорят глупости по всякому поводу, так, что с ними становится трудно общаться. Со временем такое поведение надоедает окружающим, и ребенка перестают воспринимать всерьез, в силу чего они испытывают трудности как в отношениях с другими, так и по отношению к самому себе.

Часть детей выбирают вариант "исчезновения", стараясь никогда не привлекать к себе внимание. Они тихо сидят в своей комнате, сосредоточившись на играх и погрузившись в фантазии, никогда не мешают взрослым и поэтому их оставляют в покое. В компаниях они стараются всем угождать и не выдвигают никаких требований. Для таких детей высока вероятность заболевания, такого как анарексия (отказ от еды), а девочки со временем рискуют быть изнасилованными. В данном контексте анарексия может рассматриваться как средство исчезнуть, сделать себя непривлекательным, например, в глазах отца, чтобы избежать инцеста.

В роли больного ребенок оказывается двояким способом: либо на нервной почве, - и тогда заболевание проявляется в головной боли, болях в животе, плохом самочувствии, ребенок может страдать энурезом, иметь нервный тик, всего бояться и т.д.,- либо это может быть обычное заболевание, например, диабет, и тогда внимание всего семейства сосредоточиться вокруг больного.

В первом случае симптомы заболевания становятся своего рода защитными функциями, поскольку на так-то просто что-то требовать от больного человека и ссориться с ним. К тому же ребенок в этом случае может претендовать на большее внимание матери или избежать опостылевших занятий в школе.

Во втором случае бывает сложно лечить заболевание должным образом, так как его отвлекающая функция в алкогольном окружении проявляется тем эффективнее, чем сильнее болеет ребенок. Следовательно, семья в целом ничего не выигрывает, когда ребенок выздоравливает. Здоровые дети, поэтому могут быть еще более неухожены.

Ребенок с заболеванием, либо органически обусловленным, либо функциональным, может неосознанно стать жертвой в попытке сохранить такую семью. Есть примеры того, что ребенка изображают больным, приписывая ему те или иные симптомы болезни, в то время как в действительности он здоров. Такой ребенок в итоге становится объектом бесконечных выяснений и процедур, пока, наконец, не откроется истинное положение вещей, которое заключается в том, что на самом деле неотложная помощь требуется матери и семье в целом. В зависимости от времени продолжения "игры" может наступить некоторое улучшение в семье, злоупотребляющей алкоголем, но плата за такого рода улучшение ложиться тяжким грузом вины на ребенка.

Ребенок из семьи, злоупотребляющей алкоголем, часто сталкивается с серьезными трудностями в учебе и отношениях с другими детьми. Недостаточно развитое чувство собственного достоинства, заниженная самооценка, робость приводят к тому, что в глазах окружающих такой ребенок становится чем-то вроде шута, которого либо пинают, либо выталкивают из игр, компаний и т.д. Вместе с тем у такого ребенка может появиться потребность доминировать в коллективе и властвовать над другими людьми. В последнем случае ребенок становится тем задирой, который пинает. Он также становится хвастуном, придумывающим о себе разные небылицы, и, в результате никто из детей не хочет с ним дружить. Школа все больше становится утомительным занятием для такого ребенка, независимо от выбранной им роли. Часть детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, предпочитают всячески отлынивать от занятий.

Развивающееся с годами неверие в себя, низкая самооценка делают таких детей очень уязвимыми и податливыми в разного рода компаниях. В своем рвении оказаться среди "избранных" они подчиняют свою волю более сильного лидера и рискуют быть вовлеченными в сомнительные занятия, в том числе недостойного и просто преступного характера. Иногда они слишком некритически воспринимают любого, кто высказывает какое-то понимание или доверие, опять-таки рискуя оказаться обманутыми и подвергнуться оскорбления из-за своей зависимости от "доброго друга".Они также могут оказаться в разного рода группах с отклоняющимися поведением с различными физическими и социальными последствиями. Не встречая поддержки и понимания в семье, сталкиваясь с неудачами в попытке установить связи в школьном окружении, ребенок оказывается всвоего рода социальном вакууме. Он чувствует себя заброшенным, одиноким и никому ненужным. Один из родителей целиком сосредоточен на спиртном, другой на спивающейся половине, либо оба родителя поглощены своими алкогольными проблемами. Ребенок и его проблемы просто не имеют шансов быть замеченными в таком окружении. Подобное положение переживается ребенком, как если бы он оказался сиротой при живых родителях. Он не просит от окружающих помощи в разрешении действительной проблемы, отчасти из-за опасения новых разочарований и наказаний. К тому же таким детям свойственно оберегать своих родителей, демонстрируя при этом почти не поддающуюся объяснению преданность пьющим папе и маме. Отрицание проблемы - это защитный механизм от травмирующей действительности. И в то же время - это уступка неписанным законам, запрещающим выносить на публичное обсуждение проблемы своей семьи. Ребенок, напротив, ищет помощи и внимания по отношению ко всякого рода другим действительным и мнимым проблемам, часто не будучи в состоянии их сформулировать и в них разобраться. Даже если на детей возлагается вина за поступки родителей, лишь единицы чувствуют по-настоящему себя виноватыми в пьянстве отца или матери. Однако, несмотря на это многие дети, фактически берут ответственность на себя, лишь бы ослабить семейные проблемы. Это ответственность за родительское поведение, которое они хотят изменить. Нельзя рассматривать такую ответственность в качестве благоприятного фактора с точки зрения развития ребенка. Если бы это было так, ответственность должна была бы возрастать по мере роста возможностей для ребенка воздействовать на реальность. Но у детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, все обстоит наоборот: ответственность возрастает, а средств воздействовать на реальность у них нет. Из-за необходимости решать проблемы, неподдающиеся их контролю, дети начинают воспринимать чувство ответственности как бремя и испытывают бессилие перед решением каких бы то ни было жизненных задач.

Страницы: 1 2 3 4


История учений о характере
Характерология - отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука в стволе индивидуальной психологии дерева психологической науки, предмет которой характер Учение о характере — характерология имеет длительную ис­торию своего развития. Важнейшими проблемами характероло­гии на протяжении веков ...

Понятие и сущность социализации
Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой ...

Эмоциональные состояния
Как уже упоминалось выше, основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на: собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рацио ...