Психическое развитие как развитие личности по ЭриксонуСтраница 1
Американский психолог Э. Эриксон (1902 – 1994) известен как представитель направления эго – психологов. Эриксон пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделал акцент на развитие. Я индивид. С одной стороны, Эриксон придерживался псианалитических представлений о значении адаптации человека к своему социальному окружению, признавал биологические и социальные основы возникновения мотивационных систем и личностных качеств, лпирался на структурную модель личности, разработанную Фрейдом. Стадии развитии личности представлены генетически, порядок их развертывания по мере созревания неизменен. Однако в отличии от фредийщского подхода, основное внимание в эго – психологии отводится нормальному, здоровому, личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем. Теорию развития личности Эриксона принято называть – психосоциальной – так как в центре ее – рост компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением. По – новому рассмотрено влияние культуры с ее системой ценностей и нормоативных предписаний. Эриксон подчеркивал значимость исторического и культурного контектса развития личности, его не сводимость к индивидуальной взаимосвязи с родителями в раннем возрасте. Сделать такой вывод помогли методы исследования
Методы исследования в работах Э.Эриксона.
Помимо традиционных для психоаналитиков клинической практики с проблемными детьми и содержательного анализа конкретных случаев, Эриксон проводил лонгитюдное изучение (– длительное и. ( 6, стр.72 - 73) систематическое наблюдение в ходе учебно – воспитательного процесса одних и тех же психологических явлений ,позволяющие их глубоко изучить и проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы здоровых детей. Он так же использовал кросскультурный ( этнографический метод) – изучал особенности воспитания детей в племенах американских индейцев и в условиях современного технологического американского общества. Это позволило ему обстоятельно анализировать воздействие разных культур на становление личности. Был поставлен вопрос о различиях в достижении индивидумом идентичности в тех обществах, чьи социальные роли глубоко регламентированы, и в демократических обществах с гораздо более широким спекторомпотенциальных возможностей (профессиональных, политических, идеологических и так далее). Получили известность исследования Эриксона, посвященные выдающимся личностям, таким, например, как Мартин Лютер илиМахатма Ганди. В этом случае Эриксон пытался соотнести основные темы жизни человека с историческими событиями и обстоятельствами, то есть использовал психоисторический метод. Эриксон показывает единство процесса человеческой жизни, в которой три важных аспекта (соматический, личностный, социальный) взаимосвязаны и вычленяются лишь для удобства анализа и изучения. Человек во все времена есть организм, член общества и ЭГО ( Я личность). Огромное значение Эриксон придавал периоду детства, подчеркивая, что именно человеку свойственно длительное детство: «Продолжительное детство делает из человека вертуоза в техническом и интеллектуальном смысле, но оно так же оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости…… иррациональные страхи, происходящие из самого состояния детства».
Однако взгляды Эриксона на возможности личностного роста и способности человека преодолевать трудности, более оптимистичны, чем в традиционном психоанализе. Он считает, что человек способен к саморазвитию, к тому, чтобы на новом уровне справится с неадекватно разрешенным ранее конфликтом, - и за пределами генетальной стадии, вплоть до самых преклонных лет. Теория развития Эго, сформированная Эриксоном, охватывает все жизненное пространство индивида (от младенчества до зрелости и старости); неслучайно ее иногда называют концепцией жизненного пути личности.
Роль семьи в воспитании детей. Стиль родительского
поведения и воспитание детей
Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеются в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его ...
Концепция личности В.Н.Мясищева (психология отношений). Содержание концепции В.Н. Мясищева
Предметом данной концепции выступают отношения личности. Основные задачи, решаемые данной концепцией:
1)Исследование сознательной регуляции личности через ее отношения;
2)Патогенетическая клиника неврозов. В.Н.Мясищев определяет личность следующим образом: «Личность – это система ее отношений, в которых она проявляется во всей полноте ...
По продолжительности сохранения информации:
1) Мгновенная или иконическая память.
Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память- образ.
Индивид вос ...