Музыкальный слухСтраница 2
Репродуктивный компонент мелодического слуха, о котором идет речь и который может трактоваться как способность активно и относительно чисто ("правильно") воспроизводить мелодический рисунок голосом, формируется у большинства детей в период от четырех до семи лет. Значительный прогресс в развитии данной способности на четвертом году жизни сменяется в дальнейшем более плавным течением этого процесса.
В целом, оценивая ситуацию по ее обобщенным, суммарным показателям, приходится констатировать, что у большинства детей чистота интонирования (т.е. развитость репродуктивного слуха) остается на сегодняшний день весьма невысокой, и это несмотря на достаточно большое количество времени, отводимое пению на музыкальных занятиях в детских садах. Возможно, одна из причин здесь - отсутствие в практике массового музыкального воспитания специальной и целенаправленной работы по постановке детского певческого голоса. Постановка голоса, значительно облегчая детям процесс вокализации и снимая трудности слухо-вокальной координации, может способствовать увеличению диапазона певческого голоса ребенка и развитию его мелодического слуха.
Что касается перцептивного компонента мелодического слуха то его элементарные проявления, предваряющие формирование ладового чувства, можно диагностировать по следующим признакам: узнавание ребенком знакомой ему мелодии; идентификации предъявляемого мелодического образца с оригиналом; обнаруживающееся с большей или меньшей очевидностью чувство тоники осмысление звуковысотных интервальных отношений между ступенями лада.
Перцептивный компонент мелодического слуха в его элементарных проявлениях интенсивно формируется до пятого года жизнни, причем именно на четвертом году происходит значительны скачок в его развитии. В последующие годы на дальнейших стадиях онтогенеза он развивается менее активно. Необходимо добавить этому, что перцептивный компонент в его собственном значении - как способность к различению ладовых функций звук< мелодии - формируется только в условиях специально направленных и соответствующим образом организованных музыкальных занятий.
Принципиальное значение имеет возрастной этап (четвертый год жизни), когда происходят совпадающие во времени Kaчественные скачки в развитии у ребенка и перцептивного и репродуктивного компонентов мелодического слуха. Это можно объяснить тем, что в указанном возрасте в системе музыкального слуха на основе интонирования мелодии голосом возникает новое образование - собственно звуковысотное слышание. Его появление служит базой для формирования и дальнейшего развития так называемого относительного слуха. Последний же, в свою очередь, может служить основой прижизненного формирования абсолютного слуха.
Итак, мелодический слух развивается в онтогенезе как единая интегративная система, для которой характерно взаимодействие перцептивного и репродуктивного компонентов; их формирование идет от элементарных ко все более сложным составляющим.
Развитие у детей музыкального слуха, и прежде всего его главной, звуковысотной "составляющей", во многом зависит от направленности и организации тех видов музыкальной деятельности, которые в данном случае являются приоритетными. К ним, как уже отмечалось, в первую очередь относится пение - один из основных и наиболее естественных видов музыкальной деятельности дошкольников и школьников.
Экспериментальная дифференциация видов ценностных
представлений (1986 г.)
Сопоставление трех видов ценностных представлений - цель нашего исследования, проведенного в 1986 г. на выборке студентов IV курса факультета психологии МГУ (всего 78 чел., из них 51 женщина и 27 мужчин) с помощью методики изучения ЦО Рокича. Были взяты списки терминальных и инструментальных ценностей (ТЦ и ИЦ), адаптированные В.А. Ядов ...
Психометрические характеристики теста
Подход Р. Кэттелла к исследованию личности достаточно уязвим. Отметим лишь наиболее слабые «точки». Прежде всего, это выраженный эмпиризм, пренебрежение какими-либо исходными теоретическими положениями о содержании и количестве определяемых черт личности. При избранной автором технике сбора данных ничего не известно о функциональных свя ...
Исследование тревожности и её видов юношей и девушек музыкальных и
немузыкальных специальностей
При исследовании тревожности использовался опросник тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности», состоящая из 2-х шкал («состояние-тревожность» и «свойство-тревожность»), каждая из которых включает по 20-ть пунктов с 4-мя альтернативными ответами. На русский язык этот опросник был ...