Введение
Страница 1

Внушение. Гипноз » Введение

Ты всматриваешься в туман и поэтому можешь внушить себе,

что цель уже близка. Но туман рассеивается,

а цель еще не видна.

Л. Витгенштейн.

Работая над данной темой, мне хотелось исследовать природу внушения, природу гипноза. Специфичность гипнотического состояния, феномены гипноза, отличия гипноза от сна и бодрствования, внушаемость, проблема изменчивости внушаемости, история гипноза и т.д.

Часто рассказывают, что с помощью внушения и гипноза знающий человек может взять взаймы денег в банке, соблазнить любую понравившуюся девушку, расплатиться за обед в ресторане фантиками от конфет, настроить на провальное поражение сборную Англии на предстоящем чемпионате мира по футболу. Эти слухи сильно преувеличены, но некоторые основания для них есть. Гипноз - реально существующий феномен, давно признанный и используемый официальной медициной. Гипноз - состояние измененного сознания, или транса, в которое человек - субъект, вводится другим человеком - гипнотизером при помощи внушения. Это состояние, в котором сознание субъекта как бы временно отключается, исчезают фильтры критического мышления, а команды гипнотизера воздействуют напрямую на подсознание. Гипнотический транс - измененное состояние сознания с суженным фокусом внимания. Если в этом фокусе оказываются слова гипнотизера, сознание относится к ним как к собственным продуманным решениям. Если гипнотизера нет, то в этом состоянии транса активизируется воображение и возникающие образы воспринимаются как реальность. На основе многочисленных опытов, наблюдений и исследований развилось представление о гипнозе как о своеобразном видоизменении обычного естественного сна. Можно представить гипноз, как частичный сон, при котором среди моря залитых торможением спящих нервных клеток мозга остается небольшой островок клеток бодрствующих, возбужденных, настроенных на восприятие определенного раздражителя. Такой вид сна создаётся особыми искусственными условиями. Большую роль при наступлении гипнотического состояния играют словесное внушение и ряд физических раздражителей, способствующих погружению человека в гипнотическое состояние. Слабые физические раздражители, например, поглаживание, тихий шепот, ритмичное, легкое постукивание могут способствовать быстроте усыпления, а иногда и вызывать гипнотический сон без всякого словесного внушения. Погружению в гипнотический транс способствуют так же: неподвижное состояние гипнотизируемого, однообразие и монотонность, специальная музыка, шум прибоя, прислушивание к дыханью и биению сердца, сосредоточение на каком-либо неподвижном предмете, и самым важным фактором для попадания в гипнотический транс является доверие и ожидание этого состояния. Гипнотизер должен добиться непререкаемого авторитета в глазах гипнотизируемого, и это может быть как авторитет, основанный на вере в то, что гипнотизер способен помочь, так и авторитет, основанный на страхе. Например, клиенты цыганок - это те люди, кто в глубине души верит в их способности наводить порчу или пророчить судьбу. Обобщая, под гипнозом можно понимать любое внушение, таким образом, гипнозом владеет любой человек, и свои навыки гипноза можно развивать. Сознательно или нет, но любой человек влияет на окружающих и сам подвержен их влиянию. Каждый продавец, адвокат, политик, артист, каждые по-своему используют "гипноз". Мне кажется, что мир, в какой-то степени, представляет собой цирк, где соперничающие группы гипнотизеров пытаются гипнотизировать друг друга. И тут возникает вопрос об одном из самых эффективных видов гипноза, при котором сам человек может себе что-то внушить. Зачем же нужен этот самогипноз? Во-первых, транс – это самый эффективный, помимо сна, способ отдыха. Если научиться входить в это состояние сознательно, можно отдыхать даже в самых неприспособленных для этого местах. По одной из теорий, потребность в трансах относится к одной из основных жизненных потребностей человека. Сам того не осознавая, человек живет от одного позитивного транса до другого. Такие состояния человек запоминает как незабываемые мгновения своей жизни, насыщенные положительными эмоциями и описываемые впоследствии как мгновения счастья. Однажды, случайно, оказавшись в таком счастливом трансе, человек в дальнейшем стремится, сознательно или неосознанно повторить подобные состояния еще раз всеми доступными средствами. В худшем варианте "полет души" могут обеспечить алкоголь, наркотики, неконтролируемое поведение.

Многие виды спорта можно назвать естественным трансом в движении. Спортсмены используют подобное состояние для улучшения результатов. Например, бегун смотрит на спину впереди бегущего и представляет, что связан с ним канатом, и поэтому не отстает ни на сантиметр.

Самогипноз помогает принять решение, а затем его придерживаться. Например, никогда больше не пить алкоголь. В обычном состоянии такое решение тоже можно принять, но помимо этого мозг запомнит массу аргументов, условий, страхов, оговорок и сомнений. Гипнотерапия хорошо действует для лечения различных психосоматических заболеваний, снятия тревоги и фобий, преодоления застенчивости и страха публичных выступлений, лечения бессоницы и нарушений сна, улучшения памяти и концентрации внимания, улучшения спортивных показателей. Гипнотические внушения так же применяются в боевых частях, религиозных сектах, агитации, пропаганде, рекламе. Вот один из примеров многочисленных способов внушения, используемых в СМИ: достаточно в текст добавить фразу "современная наука доказала .", и доверие человека к тексту существенно повышается. В информационной среде в причудливых сочетаниях, различных и многообразных формах переплетены адекватная и иллюзорная реальности. Одним из источников неадекватности информационной среды общества является объективная сложность самого мира, процесса его познания, ошибки и заблуждения людей, познающих его. Подобная проблема является предметом анализа во многих исследованиях гуманитарных и естественных наук. В другую группу источников можно объединить действия тех людей, которые, преследуя собственные цели, искажают информацию. Они используют различные способы информационно-психологического воздействия на других без учета их интересов, а зачастую, просто вводя в заблуждение, действуя вразрез с их интересами и нанося им ущерб. Если рассматривать гипноз как особое состояние, которое всегда включает глубокий транс, то такой вещи как гипноз не существует. Если же под гипнозом понимать всё, что изменяет наше восприятие и сознание, то увидим, что гипнотические явления встречаются везде вокруг нас.

Страницы: 1 2


Теоретический анализ подходов к определению имиджевых характеристик стиля руководства. Понятие имиджа в работах отечественных и зарубежных исследователей
В отечественной литературе встречается достаточно много попыток определения имиджа. Но при несогласованных подходах к изучению феномена имиджа это приводит к размытости трактовок и противоречивости позиций. Причина, вероятно, заключается в том, что на вопрос "что есть имидж? " авторы отвечают либо с позиции восприятия имиджа ( ...

Работа над внешним видом
Работа над совершенствованием коммуникативных качеств (2,21-22) Разные авторы предлагают свои модели формирования позитивного имиджа. Французский исследователь Ж. Серван-Шрейбер, анализируя имиджи наиболее успешных руководителей предприятий, выделил ряд имиджеобразующих качеств. На его взгляд это: Коммуникабельность. Готовность к пер ...

Особенности интеллектуального развития
Нарушения зрения и умственная отсталость. Традиционно первым вопросом матери к акушерке всегда являлся вопрос: «Это мальчик или девочка?» Современные женщины, осведомленные о возможности рождения ребенка с недостатками в развитии, часто спрашивают: «Все в порядке?» Не все, но многие нарушения могут быть выявлены сразу после рождения. ...