Пример тренинга на развитие коммуникативных способностей «Здравствуйте, а
вот и я или готовы ли мы к общению»Страница 1
Цель: освоение приемов позитивного налаживания контактов и поиска активного стиля общения. Выявление степени готовности участников тренинга к взаимодействию в ситуации общения.
План занятия:
1. Приветствие «Мои пожелания».
2. Упражнения: «Здравствуйте, а вот и я», «Нарисуй свое имя», «Правило нашей группы», «Качество, которое я ценю в людях», «Пожелание друга», «Кто для меня самый чужой», «Кто кого напоминает».
3. Рефлексия занятия: «Разноцветные листы».
4. Домашнее задание: наблюдение и подбор характеристик литературных персонажей по типам собеседников.
5. Задание для самостоятельной работы: «Конкурс на лучшее оформление правил группы».
6. Анализ занятия: дискуссия «Готовы ли мы к общению». Вступление: люди проявляют свою социальную сущность в общении. Общение — многогранный процесс взаимодействия между людьми. В процессе взаимодействия человек создает своеобразный «банк» позитивных способов, приемов, идей, дающих ему возможность устанавливать положительные отношения с другими людьми. Чтобы установить контакт, не всегда бывает достаточно лишь интуиции, нужны и коммуникативные знания, умения, навыки, и развитая способность человека к рефлексии, децентра-ции личности, которые можно совершенствовать в процессе тренинга.
На первом занятии перед ведущим и участниками стоит задача осознания необходимости тренинга для каждого участника, для группы в целом и готовность к взаимодействию в процессе общения. Начинаем занятие с рассаживания. Мы будем работать по принципу беседы за круглым столом.
Приветствие «Мои пожелания»
Цель: создание настроя на предстоящую работу, снятие барьеров общения.
Задание: приветствие участников тренинга оформить в виде пожелания.
Инструкция: сегодняшнее занятие начнем с того, что выскажем друг другу пожелания на день. Они должны быть краткими, желательно в одно слово. Адресовать пожелания участникам тренинга мы будем с помощью мяча. Выберем форму игры: можно бросать мяч любому из участников и при этом говорить пожелание. Следим, чтобы мяч побывал у всех, а можно передавать мяч по кругу, и
тогда ваше приветствие будет относиться к соседу.
Анализ упражнения:
1. Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелание.
2. Какие состояния появлялись у вас, когда к вам обращались с пожеланиями на день?
3. Какие трудности возникли у вас во время выполнения задания?
Упражнение 1. «Здравствуйте,
а вот
и я»
Цель: развитие навыков самопрезентации, налаживания позитивного настроя на предстоящее общение.
Задание: заявить о себе, показать свою индивидуальность, неповторимость, желание работать и общаться совместно с другими участниками тренинга.
Инструкция: во время налаживания контактов немаловажную роль играет взаимонаправленность, взаимовосприятие партнеров по общению, поэтому бывает очень важным момент подачи себя. Покажи себя, заяви о себе. Способы самопрезентации могут быть самые разные: реклама, объявление в газете, рассказ о себе, песня, афоризм. В общем, все, что поможет окружающим лучше представить вас. Пусть девизом вашего выступления будут слова: «Смотрите, кто пришел!»
Анализ упражнения:
1. Презентация кого из участников вам понравилась больше всего, почему?
2. Что нового об участнике тренинга вы узнали?
3. Почувствовали ли вы в процессе выступления, что человек настроен на доброжелательное, открытое общение?
Упражнение 2. «Нарисуй свое имя»
Цель: преодоление барьеров контакта.
Задание: изобразить свое тренинговое или настоящее имя, которым будут пользоваться участники на протяжении всех занятий.
Инструкция: выбор имени имеет для человека первостепенное значение, а для тренинговых занятий это важно потому, что имя дает возможность лучше понять человека. Задание выполняется просто: нужно нарисовать свое имя, а затем написать его крупно на приготовленной заранее визитке.
Анализ упражнения заключается в обсуждении вопроса: «Почему участник тренинга оставил себе свое имя или взял тренин-говое?»
Упражнение 3. «Правило нашей группы»
Цель: фиксация правил группы как основы работы в тренинге.
Задание: обсудить и принять основные правила группы.
Инструкция: правила регламентируют формы общения в группе. Нам предстоит обсудить общепризнанные правила и выбрать какие-то для своей группы. Участникам дается право добавить новые. Все правила записываются на большом листе ватмана. Важно или принять правила, или отвергнуть, или найти компромисс. Каждый делает свой выбор. Участникам предлагается закончить предложения: «В этой группе нежелательно .», «В этой группе опасно .», «В этой группе можно .», «Из этой группы может быть исключен тот, кто .».
Примерные правила:
1. Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что он уже здесь, и ни по какой другой причине.
2. Для каждого понятие истины определяется тем, что он собой представляет, что чувствует, как оценивает происходящее.
Педагогические
конфликты и способы их разрешения. Управление образовательными системами
В работе педагогических коллективов межличностные конфликты неизбежны. Однако здесь они особенно опасны, так как неблагоприятно сказываются на качестве обучения и воспитания детей. Необходимо отличать конфликты от противоречий и расхождений во взглядах педагогов, которые, напротив, нередко полезны для обучения и воспитания. При различны ...
Психологическая структура преступного действия
Своеобразие индивидуального преступного поведения состоит в том, что наряду с факторами внешней среды (причины и условия)
, его обусловливают и внутренние факторы (мотивы, цели, форма вины)
. Факторы внешней среды становятся побуждающими силами поведения, только преломившись в сознании личности.
Будучи по своему содержанию антиобществе ...
Стили поведения во внешнем конфликте
Американский психолог Р. Томас разработал систему классификации стилей поведения индивида в развертывающемся внешнем конфликте. В эту систему включены пять основных стилей: избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество и соперничество. Из перечисленных стилей только один — сотрудничество — является активным и эффективным в смысл ...