Методы исследования в психологииСтраница 3
За исключением актов деятельности и поведения, все объекты психологии — объекты непосредственно не наблюдаемые (образы, психические процессы, особенности личности и пр.); большинство из них не обладает отчетливыми пространственными признаками. Поэтому в психологии исследователь имеет дело с более или менее полными и адекватными концептуальными отображениями целостных реальностей. Такие концептуальные отображения формируются либо путем интеграции ранее накопленных знаний об объекте, либо путем дифференцирования ранее расплывчатых представлений о нем, с их последующим анализом и синтезом. В качестве целостных объектов психологии могут выступать отдельные реакции, психические процессы, состояния, психологические свойства, группы субъектов, системы людей и автоматов и др.
При бихевиоральном подходе (например, Джуэлл Л., 2001; Шульц Д., Шульц С, 2003) в качестве основных требований к исследованиям психологических явлений называются объективность наблюдения, контроль условий, верифицируемость (возможность проверки и воспроизводимости результатов), а основным методом признается эксперимент (классический пример — "Хотторнский эксперимент"). В зависимости от природы изучаемых явлений адекватными методами могут быть наблюдение в естественных условиях, опрос, анкетирование, виртуальные лаборатории (интернет-технологии). Важным моментом является строгая формулировка избранных рабочих понятий, обоснованность используемых "переменных", объективность критериев оценки получаемых эффектов.
В бихевиоральной психологии традиционно большое внимание уделяется анализу статистики (средние, средние квадратическпе отклонения, размах вариативности переменных, особенности их распределения в пространстве изучаемых переменных), правилам формулирования и проверки гипотез исследования. В таких исследованиях активно привлекаются методы многомерной параметрической статистики для обработки данных.
Тщательный анализ всех имеющихся данных, динамики их изменения, как правило, может многое раскрыть и объяснить специалисту — и ученому, и практическому психологу
Современные позиции в понимании методологии
Для решения практических задач в современной науке, в частности в эргономике, применяются следующие методы
1. Эмпирические методы исследования (анализ документов и продуктов деятельности субъекта; наблюдение; опосредованное наблюдение — регистрация происходящих событий с помощью кино-, видео-, аудио- и другой техники; самонаблюдение; хронометраж).
2. Опросные методы (интервью, анкетирование, тестирование).
3. Экспериментальные методы (одно-, двух-, многофакторные модели; регрессионные модели).
Рассматривая проблему методов исследования (оценки, измерения) явлений действительности в психологии в более узком контексте, например в компетенции психодиагностики, легко обнаружить большую дифференцированность их классификаций. Некоторые отечественные специалисты выделяют две большие группы:
1. Методы, основанные на заданиях, предполагающих правильный ответ, либо на заданиях, правильных ответов на которые не существует.
2. Вербальные/невербальные методы.
Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко)
Оценка человеческих отношений, ситуаций взаимодействия с другими людьми.
Все эти методики можно использовать для диагностики отдельных аспектов личности, однако в формировании психологической готовности особое место принадлежит мотивационно - ценностному компоненту, который является «стержневым, своего рода направляющим образованием», ...
Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее сущности
Что могут сделать в этом направлении руководитель коллектива, его ближайшие помощники? Прежде всего они могут и должны реалистически, не тенденциозно оценить суть конфликтной ситуации, а именно:
установить не только непосредственный повод конфликтной ситуации, но и ее причину, которая нередко маскируется или одной или обеими противосто ...
Понятие коммуникации
Коммуникация имеет несколько значений. Во-первых, это путь сообщения, во-вторых, это форма связи, в-третьих, это процесс сообщения информации с помощью технических средств — средств массовой информации, наконец, в-четвертых, коммуникация выражает акт общения, связь между двумя или более индивидами, сообщение информации одним лицом друго ...