Психологический анализ профессиональной деятельности
Страница 1

Другая психология » Методы изучения трудовой деятельности » Психологический анализ профессиональной деятельности

В научной литературе можно выделить множество подходов к психологическому анализу профессиональной деятельности Концепции отечественных ученых кажутся нам более методически последовательными, развернутыми и согласованными. При разнообразии концепций разных авторов выдержан общий методологический подход — выделены три уровня организации деятельности, три "единицы" анализа: отдельная (или особенная) деятельность, действие, операция

Согласно одному из подходов, предложенному Б. Ф. Ломовым деятельность рассматривается как "система психологических составляющих". В своих выводах он исходил из критического анализа теории деятельности А. Н. Леонтьева интегрируя деятельностно-процессу-альный подход С. Л. Рубинштейна и теорию функциональных систем П. К. Анохина и ориентируясь на функции человека-оператора. Деятельность рассматривается Б. Ф. Ломовым как система, ориентированная на цель, имеющая иерархическое строение, сравнительно независимые подсистемы и различные варианты связей ее компонентов. Системообразующим фактором является цель ("образ-цель", "получатель результата деятельности"). Регулирующую роль в процессе ее организации играет вектор "мотив-цель".

В целом деятельность состоит из следующих "психологических составляющих":

♦ образа-цели;

♦ предвосхищения результата;

♦ планирования;

♦ принятия решения;

♦ исполнительских решений;

♦ контроля за выполнением.

Процесс выполнения деятельности организован как циклическое приближение к заданной цели. Представления о строении профессиональной деятельности отечественных ученых в последней четверти XX века развивались, как правило, с опорой на теорию функциональных систем П. К. Анохина. О. А. Конопкин в концепции психической саморегуляции произвольной активности человека ее основными звеньями называет:

♦ принятую субъектом цель деятельности;

♦ субъективную модель значимых условий;

♦ программу исполнительских действий;

♦ систему субъективных критериев достижения цели;

♦ контроль и оценку реальных результатов;

♦ решение о коррекции.

Другой подход к проблеме предложен В. Д. Шадриковым рассматривающим трудовую деятельность как типичную функциональную систему. Деятельность выступает в единстве трех аспектов: предметно-действенного, физиологического (как функция человеческого организма), психологического (как достижение сознательно поставленной цели, сопряженное с проявлением всех психических функций, морально-волевой сферой личности, интеллекта и др.). Основными функциональными блоками психологической системы деятельности являются:

♦ мотивы деятельности;

♦ цели деятельности;

♦ программа деятельности;

♦ информационная основа деятельности;

♦ принятие решений;

♦ подсистема деятельностно важных качеств.

Выделяемые блоки не являются онтологически автономными, они теснейшим образом взаимосвязаны, включены друг в друга и пронизывают всю деятельность человека

Третий подход к проблеме, "функциональный", характеризуется выделением "структурных компонентов" трудовой деятельности, в соответствии с которым в качестве ключевых выделяют функциональные компоненты профессиональной деятельности. Это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности субъектов, которые обусловливают развитие и совершенствование профессиональной системы, ее устойчивость и жизнестойкость. Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач выделяют следующие компоненты:

♦ гностический;

♦ проектировочный;

♦ конструктивный;

♦ коммуникативный;

♦ организационный.

Всякая деятельность конечна. В процессе достижения ее целей носителями структурных компонентов системы являются люди, в деятельности которых эти структурные компоненты вступают в сложные взаимодействия, образуя тем самым функциональные компоненты — устойчивые связи базовых структурных компонентов. В процессе реализации деятельности доминирующие структурные компоненты, выступая в качестве функциональных, входят в новые отношения с остальными и подчиняют их себе.

Страницы: 1 2


Психологическая характеристика системы развивающего образования по Л.В. Занкову
Среди большого числа новаций развивающее обучение занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемым с ним ожиданиям по повышению качества образования. Вместе с тем теория и технология развивающего обучения далеки от завершения, особенно для среднего и старшего звена. Более того, понятие ...

Взгляды на предмет социальной психологии в некоторых психологических теориях
Научный этап развития социально-психологической науки характеризуется тем, что она стремилась зарекомендовать себя в научном мире как «законная» естественнонаучная дисциплина. Это выразилось в акцентированном внимании лабораторным экспериментам, очень осторожном отношении к любой теории, не имеющей убедительных опытных подтверждений, в ...

Некоторые стратегии воспитания и обучения слепого ребенка
Одной из основных форм общения с маленьким ребенком, имеющим тяжелые дефекты зрения, является тесный физический контакт. Следует чаще брать малыша на руки, его ручками ощупывать части тела у него самого и у взрослого, тут же называть их, учить его различать отдельные игрушки и предметы обихода на ощупь, одновременно называя их и объясня ...