Управляемое воображение и позитивное видение
Страница 1

Другая психология » Самогипноз. Открой путь к себе » Управляемое воображение и позитивное видение

Попробуйте провести небольшой эксперимент. Закройте глаза и скажите, сколько всего окон в вашем доме или квартире.

Главное здесь не само число, а то, как вы к нему пришли. Естественно, с помощью воображения вы представили в уме каждое из окон.

Все мы в той или иной форме пользуемся воображением для решения наших насущных проблем. Как сказал Аристотель, “душа не может думать, не рисуя”.

Воображение “это больше, чем просто видение в уме. С помощью воображения мы создаем или воссоздаем определенный эмоциональный настрой. Можно пользоваться воображением в сочетании с обонянием, осязанием, слухом и даже вкусом.

Вам, верно, случалось вспомнить на голодный желудок свое любимое блюдо, да так живо, что прямо “слюнки текут”. В данном случае мы имеем физическую реакцию на мысленный образ. В этом и заключается сила воображения.

Все мы по-разному воспринимаем и ощущаем окружающий мир. Хотя у нас у всех на вооружении все те же пять чувств, их значение для каждого различно. Это различие вырабатывается с детства на подсознательном уровне.

Одни лучше реагируют на визуальные стимулы и меньше “на аудиоинформацию. У них может быть слабее развито кинестетическое восприятие (осязание).

Конечно, не существует людей, которые обходятся только одним из сенсорных способов познания. Полнота информации об окружающем мире обеспечивается всеми пятью чувствами, и все же у каждого из нас одно из чувств развито сильнее.

Занимающиеся поведенческими моделями ученые считают, что у большинства людей наиболее активно зрительное восприятие. Возможно, вы думаете, что в одинаковой мере владеете всеми пятью чувствами. Это было бы необычным явлением, но, скорее всего, вы просто не чувствуете разницы, поскольку она почти незаметна.

Наблюдаемые различия сказываются и на характере воображения. Визуально ориентированный человек сразу рисует в уме “картинку”. Люди с обостренным слухом сразу включают свою “аудиоаппаратуру” и в первую очередь слышат в уме звуки и голоса. Обостренное осязание в первую очередь подсказывает сознанию, каков образ “на ощупь”.

Наиболее полный образ формируется в нашем воображении, когда работают все органы чувств. Это явление используется нейро-лингвистическим программированием (НЛП), и ему посвящено множество книг и исследований. Опираясь на работы Милтона Эриксона, Ричард Бэндлер и Джон Гриндер сформулировали модель восприятия и переработки информации человеческим сознанием и назвали эту модель НЛП. Эти процессы важны для самопознания и межличностного общения и будут полнее исследованы в главе 10.

Предлагаем ряд развивающих образное мышление упражнений, разработанных доктором Майклом Самюэльсом и Нанси Самюэльс (1975):

1. Внимательно посмотрите на одну из геометрических фигур на рисунке “квадрат, круг, треугольник. Закройте глаза и попытайтесь нарисовать ее в уме.

2. Внимательно рассмотрите в течение нескольких мгновений какой-либо трехмерный предмет “апельсин, стакан воды, настольную лампу. Закройте глаза и представьте предмет.

3. Представьте школьный класс, где вы учились в детстве.

4. Представьте свой дом или квартиру. Мысленно пройдитесь по комнатам.

5. Представьте кого-нибудь из знакомых.

6. Представьте свое отражение в зеркале.

Делайте эти упражнения ежедневно в течение месяца. Занятия займут у вас чуть больше времени, чем вам потребовалось, чтобы прочитать о них. Но как вы удивитесь, когда заметите, насколько богаче и живее стало ваше воображение.

Невозможно переоценить значение тех зрительных образов и картин, которыми вы будете сопровождать свои внушения. Во время занятий самогипнозом живая, созданная вашим воображением картина стоит десятка страниц словесных внушений.

Сила образного воздействия повышается во сто крат именно потому, что автор этих образов “вы сами. Вы оживили их в своем воображении с помощью воспоминаний, жизненных переживаний и мыслей. Вы стремитесь к переменам, говоря с собой на языке вашего подсознания.

Внушение может быть облечено в бесконечное количество образов. Если сотню человек попросить представить прогулку в лесу, а затем подробно описать ее, вы не получите двух одинаковых рассказов, потому что каждый будет исходить из своего собственного опыта.

Опирайтесь и вы на свой личный опыт, когда познакомитесь с каким-либо внушением из этой книги. Дайте волю своей фантазии, не сковывайте ее рамками наших рекомендаций, используйте собственные слова и образы для формулировки внушений.

Допустим, вы внушаете себе, что ваша рука похолодела и потеряла чувствительность. Поищите в памяти: может, вам приходилось выйти без варежек на мороз или, перебираясь через горный ручей, опустить в него руку.

Возможно, вы внушаете себе, что у вас в руках и ногах такая легкость, что вы вот-вот взлетите. Память может подсказать, как поднимаются вверх пузырьки воздуха, когда вы опускаетесь на дно бассейна; или как летят по воздуху семена одуванчика; или то чувство полета, какое вы испытали на быстро несущейся моторной лодке.

Страницы: 1 2 3


Социально-психологические характеристики юношей и девушек в период ранней взрослости
Период взрослости представляет собой значительный по времени отрезок жизни человека, с этим связаны многие проблемы исследования данного периода. Взрослость является предметом исследования специальной отрасли возрастной психологии - акмеологии, внутри которой уже существует несколько взглядов на данный период, в том числе и взгляд на вз ...

Чем сон отличается от бодрствования?
Сон - это состояние, в котором я ничего не хочу знать о внешнем мире, мой интерес к нему угасает. Я погружаюсь в сон, отходя от внешнего мира, задерживая его раздражения. Я засыпаю также, если я от него устал. Засыпая, я как бы говорю внешнему миру: «Оставь меня в покое, я хочу спать». Ребенок заявляет противоположное: «Я не пойду спат ...

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте
С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. , в младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность - особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Это необыч ...