Классификация методов психологического исследования.
Страница 1

Другая психология » Эмперические методы в психологии » Классификация методов психологического исследования.

Существует несколько взглядов на классификацию методов психологического исследования.

С.Л. Рубенштейн в «Основах общей психологии» наблюдение и эксперимент выделил в качестве главных методов. Наблюдение подразделялось на «внутреннее» и «внешнее», эксперимент – на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод – физиологический эксперимент (метод условных рефлексов). Беседа и анкета являлись приемами изучения продуктов деятельности.

Болгарский психолог Г.Д. Пирьов выделил как самостоятельные методы: наблюдение (объективное – непосредственное и опосредованное, субъективное – непосредственное и опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический), моделирование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.), специфические методические походы (генетические, сравнительный и др.). Каждый из методов подразделяется на ряд других.

Б.Г. Ананьев все методы разделил на: 1) организационные– лонгитюдный, сравнительный и комплексный; 2) эмпирические – обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный) и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод; 3) способы обработки данных – методы математико-статического анализа данных и качественного описания; 4) интерпретационные – генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.).

М.С. Роговин и Г.В. Залевский сводят число основных психологических методов к шести: 1) герменевтический – соответствующий нерасчленному состоянию науки (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны); 2) биографический – выделение целостного объекта познания в науке о психике; 3) наблюдение – дифференциация объекта и субъекта познания; 4) самонаблюдение – превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации; 5) клинический – на первый план выходит задача перехода от внешненаблюдаемого к внутренним механизмам; 6) эксперимент как активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.

Существуют и другие походы к описанию и классификации методов психологического исследования. По аналогии с другими науками целесообразно в психологии выделить три класса методов:

1. Эмпирические

– осуществляется внешнее реальное взаимо

2. действие субъекта и объекта исследования.

1-я группа 2-я группа 3-я группа

Неэкспериментальные Методы измерения Экспериментальные методы

методы: Измерение в психологии наблюдение оценка выраженности у Эксперимент -

беседа изучаемого субъекта проведение исследования

«архивный метод» различных в специально созданных психологических качеств управляемых условиях, в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи.

2. Теоретически

е – субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования).

3. Интерпретация и описание– субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

Теоретические методы психологического исследования

:

1. Дедуктивный – восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат – теория, закон и др.

2. Индуктивный – обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат – индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация.

3. Моделирование – конкретизация метода аналогий, «трансдедукция», умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/ или доступный для исследования. Результат – модель объекта, состояния, процесса.

Виды моделирования

Структурно-функциональное

Функционально-структуроное

Исследователь для выявления структуры отдельной системы по ее внешнему виду, выбирает или конструирует ее аналог – другую систему, обладающую сходным поведением. Это основной метод психологического исследования и единственный в естественнонаучном психологическом исследовании.

Исследователь по сходству структуры модели и образа судит об имеющих что-то общее функциях, внешних проявлениях и др. Метод распространен во многих науках, в сравнительной анатомии, палеонтологии, _ультурологи и др.

Страницы: 1 2


Особенности психологической и психопедагогической работы с акцентуантами.
ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП. Важнейшими особенностями гипертимов являются их большая подвижность, активность, склонность к озорству, неугомонность, общительность, болтливость. В учебном процессе все это проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности. Поведение гипертимов очень часто вызывает неудовольствие и резкую реакцию педагогов. Неу ...

Этика пенитенциарного психолога
При выполнении служебных задач сотрудники психологической службы соблюдают нормы профессиональной этики пенитенциарного психолога. Что же такое «профессиональная этика», что является предметом ее изу­чения? Профессиональная этика изучает систему моральных норм, характер­ных для определенной профессии. Данные нормы складываются на осно ...

Творческий тип
Это тип руководителя, который умело использует все известные подходы к управлению коллективом. Такие типы встречаются крайне редко. Часто за творческий тип принимают либерального руководителя, иногда играющего роль "авторитарного" по системе "закручивания гаек" перед годовым отчетом. Творческие натуры редко бывают у ...