Стресс в жизни человека в период средней взрослости
Образ жизни людей оказывает огромное влияние на их здоровье. Стресс и стрессовые ситуации способствуют развитию у человека многих болезней. Важно понять, какие виды стресса опасны для здоровья. Средний возраст — это как раз то время, когда люди теряют своих супругов в результате их смерти, развода или решения жить порознь. Кроме того, в этот период в их жизни происходят такие неприятные события, как болезнь или досрочный выход на пенсию. В связи с этим нетрудно понять, что это время в жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса. Стресс — это требование, предъявляемое различными жизненными обстоятельствами к адаптивным возможностям нашей психики и тела. Стресса избежать невозможно. Фраза Г. Селье о том, что «полная свобода от стресса означает смерть», стала общим местом и постоянно цитируется в научных работах. Вся человеческая жизнь соткана из радостных или вредоносных стрессов (дистрессов) (Селье Г., 1979).
Выделяют несколько типов стрессов:
— стресс как стимул или случай в окружении, требующий от индивида повышенной затраты ресурсов и реакций;
— стресс как реакция — общий адаптационный синдром (Г. Селье);
— стресс как интеракция организма (личности) и среды (окружения).
Иногда в понимании стресса как состояния организма или личности выделяется эмоциональное и физиологическое состояние (Гурвич И. Н., 1999). Но стресс вызывают не сами по себе жизненные обстоятельства. Значение, которое конкретный человек придает какому-то событию, его специфическая реакция на него будут определять силу стресса.
Ряд авторов выделяют три основных способа, позволяющих успешно бороться со стрессом, а также управлять событиями, вызывающими его.
1. Решить свою проблему. В этом случае необходимо четко сформулировать конкретную проблему, рассмотреть имеющиеся возможности и выбрать один из вариантов в качестве решения. Есть данные, что люди, которые решают свои проблемы, чаще других довольны собой и ощущают себя хозяевами своей жизни.
2. Изменить отношение к проблеме. Например, можно посмотреть на неприятности как на способ закалки характера. Подчас людям удается найти в стрессовых ситуациях смешные стороны.
3. Смириться с наличием проблемы, но постараться уменьшить влияние вызванного ею стресса на свой организм. Когда человек расстроен и испытывает стресс, полезно взять тайм-аут и немного отдохнуть. Этот метод особенно эффективен в том случае, если проблему нельзя ни обойти, ни решить. Кроме того, нельзя не вспомнить, что шутка, юмор — повелители хорошего настроения и одно из самых сильных лекарств от стресса. Люди, лишенные чувства юмора, гораздо чаще и сильнее страдают от стрессов, чем те, кто всегда готов посмеяться над собой, своими неприятностями и недомоганиями.
Развитие аффективной сферы человека в период средней взрослости протекает неравномерно. Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываются о том, что он смертен и что его время уходит. Большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. По сравнению со вдовами и одинокими людьми, особенно с разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью. Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настроении человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспехом. Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, который способствует развитию многих заболеваний среднего возраста. В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества.
Как переживает ученик свои взаимоотношения с
другими членами группы.
Положение ребенка в системе личных взаимоотношений не только зависит от целого ряда факторов, но и само является существенной предпосылкой формирования личности. Ведь качества личности и особенности поведения, обусловливающие положение человека в обществе, могут быть поняты и обратно, а именно, как результат воздействия на личность то ...
Понятийное поле концепции А.Н. Леонтьева
Деятельность - Предмет рассмотрения в теории деятельности – целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах.
Становление личности – это становление личностных смыслов.
Единицы деятельности - считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <= ...
Мечтатели
Это обыкновенно тонко чувствующие, легко ранимые субъекты, со слабой волей, в силу нежности своей психической организации плохо переносящие грубое прикосновение действительной жизни; столкновения с последней заставляют их съеживаться и уходить в себя, они погружаются в свои мечты и в этих мечтах словно компенсируют себя за испытываемые ...