Психологические предпосылки преступного поведения
Страница 2

Другая психология » Психологическая сущность преступного поведения » Психологические предпосылки преступного поведения

Итак, как видно из вышесказанного, отчуждение может рассматриваться в качестве причины преступного поведения. Хотя оно не обязательно ведет к совершению преступлений, но формирует общую нежелательную направленность личности, ее бессознательные установку, предопределяющие уголовно наказуе­мые формы реагирования на конкретные конфликты.

Еще одной психологической предпосылкой преступного поведения является тревожность

. Она, наряду с отчужденностью личности обладает не меньшей, а, пожалуй, еще большей криминогенностью, которая представляет собой беспредметный страх, страх вообще. Чаще все­го в основе тревожности лежат какие-то неосознаваемые лично­стью источники угрозы, связанные с депривацией потребности в безопасности. Как личностное свойство она проявляется в постоян­ном ощущении неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, в преувеличении их могущества и угрожающего ха­рактера. Такое постоянное состояние может приводить к дезор­ганизации поведения, изменению его направленности. В ряде случаев тревожность способна активно стимулировать преступное по­ведение в том случае, когда человек начинает ощущать необходи­мость защиты от людей или явлений, которые он субъективно вос­принимает как угрожающие или деструктивные.

Крайней формой выражения тревожности является страх смер­ти, который, как и тревожность, развивается в случае неприятия ребенка родителями. Отверженность как крайняя форма неприятия ведет к отсутствию чувства безопасности, к развитию невротиче­ской личности, для которой характерен страх смерти.

Выделяют следующие фазы в развитии психологической отчу­жденности

:

1) возникновение реакции тревоги;

2) накоп­ление негативных бессознательных переживаний, которые могут носить и скрытый характер;

3) состояние, истощения, проявляю­щееся в насильственных действиях в отношении социальной сре­ды, субъективно воспринимаемой как враждебной.

Криминогенность тревожности состоит не только в том, что она включает в себя беспокойство, ощущение незащищенности, уязвимости, но и в том, что она определяет специфическое воспри­ятие окружающей среды как чуждой и враждебной. По механизму эмоционального переноса такая личность рассматривает как чуж­дые нормы и запреты этой среды, в результате чего выходит из-под действия социального контроля. Развиваются дезадаптивное поведение и соответствующее отношение к миру. Бессознательно проецируя свои враждебные, агрессивные устремления, побужде­ния на внешний мир, личность воспринимает и среду таковой.

Таким образом, наличие тревожности, бессознательное ощу­щение призрачности и хрупкости своего бытия, страх смерти каче­ственно отличают преступника от непреступника и выступают ос­новными психологическими причинами некоторых форм преступ­ного поведения. Иными словами, человек совершает преступле­ние, чтобы не разрушились его представления о самом себе, своем месте в мире, его самоощущение, самоценность, не исчезло его био­логическое и социальное бытие.

Страницы: 1 2 


Эмпирическое исследование степени эмоционального выгорания и выбора копинг-поведения сотрудников ГУНТ ОЦРДП «парус надежды». Обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования
Хронический профессиональный стресс умеренной интенсивности способствует формированию у медицинских работников состояний дезадаптации и эмоционального выгорания. Проведенные исследования показывают, что СЭВ может развиваться у 30-50% медицинских работников [41,43, 44]. Экспериментальное исследование влияния копинг-поведения на степень ...

Важность стратегии
Если видение можно сравнить с поездом, а цели с рельсами, то стратегия – это план, маршрут для осуществления видения. Видение и цели, которые остаются только в разуме – это миф, и если мы хотим, чтобы они стали реальностью, их необходимо четко и ясно «нарисовать», как маршрут на бумаге. Очевидно, что легче ориентироваться на местности, ...

Группы детей с нарушением поведения
Существуют группы детей, которые более других подвержены риску возникновения у них нарушения поведения. На это влияют особые условия воспитания и жизни этих детей. Влияние семьи: 1. Привязанность. Ненадёжная привязанность к родителям в младенчестве связана с возможным возникновения поведенческих проблем в дошкольном возрасте, таких ка ...