Психологические предпосылки преступного
поведенияСтраница 2
Итак, как видно из вышесказанного, отчуждение может рассматриваться в качестве причины преступного поведения. Хотя оно не обязательно ведет к совершению преступлений, но формирует общую нежелательную направленность личности, ее бессознательные установку, предопределяющие уголовно наказуемые формы реагирования на конкретные конфликты.
Еще одной психологической предпосылкой преступного поведения является тревожность
. Она, наряду с отчужденностью личности обладает не меньшей, а, пожалуй, еще большей криминогенностью, которая представляет собой беспредметный страх, страх вообще. Чаще всего в основе тревожности лежат какие-то неосознаваемые личностью источники угрозы, связанные с депривацией потребности в безопасности. Как личностное свойство она проявляется в постоянном ощущении неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, в преувеличении их могущества и угрожающего характера. Такое постоянное состояние может приводить к дезорганизации поведения, изменению его направленности. В ряде случаев тревожность способна активно стимулировать преступное поведение в том случае, когда человек начинает ощущать необходимость защиты от людей или явлений, которые он субъективно воспринимает как угрожающие или деструктивные.
Крайней формой выражения тревожности является страх смерти, который, как и тревожность, развивается в случае неприятия ребенка родителями. Отверженность как крайняя форма неприятия ведет к отсутствию чувства безопасности, к развитию невротической личности, для которой характерен страх смерти.
Выделяют следующие фазы в развитии психологической отчужденности
:
1) возникновение реакции тревоги;
2) накопление негативных бессознательных переживаний, которые могут носить и скрытый характер;
3) состояние, истощения, проявляющееся в насильственных действиях в отношении социальной среды, субъективно воспринимаемой как враждебной.
Криминогенность тревожности состоит не только в том, что она включает в себя беспокойство, ощущение незащищенности, уязвимости, но и в том, что она определяет специфическое восприятие окружающей среды как чуждой и враждебной. По механизму эмоционального переноса такая личность рассматривает как чуждые нормы и запреты этой среды, в результате чего выходит из-под действия социального контроля. Развиваются дезадаптивное поведение и соответствующее отношение к миру. Бессознательно проецируя свои враждебные, агрессивные устремления, побуждения на внешний мир, личность воспринимает и среду таковой.
Таким образом, наличие тревожности, бессознательное ощущение призрачности и хрупкости своего бытия, страх смерти качественно отличают преступника от непреступника и выступают основными психологическими причинами некоторых форм преступного поведения. Иными словами, человек совершает преступление, чтобы не разрушились его представления о самом себе, своем месте в мире, его самоощущение, самоценность, не исчезло его биологическое и социальное бытие.
Экспериментальное исследование по выявлению уровня
развития интеллектуальных способностей и креативности. Методы диагностики интеллекта и креативности
В первой главе мы теоретически обосновали важность проблемы развития интеллекта и креативности Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что уровень развития интеллекта влияет на уровень развития творческого мышления
Экспериментальное исследование б ...
Особенности мышления
"В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5—4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5—3 года и является ведущим до 6—6,5 лет. Наглядно-схематическое мышление воз ...
Интерпретация результатов
исследования и пути их практического применения
Основным результатом нашего исследования является подтверждение основной гипотезы в части, касающейся несомненной взаимосвязи волевых качеств личности руководителя и его индивидуального стиля управления.
Действительно, личности подчиненных и личности руководителей значимо разнятся в смысле яркости волевых качеств и отражения этого факт ...