Психотерапия как универсальное средство формирования психического здоровья людей. Психотерапевтическое воздействие на личность
Страница 3

Другая психология » Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом » Психотерапия как универсальное средство формирования психического здоровья людей. Психотерапевтическое воздействие на личность

Польский психотерапевт Станислав Ледер описал четыре основные модели психотерапии:

* психотерапия как метод лечения, влияющий на состояние и функционирование организма в сфере психических и соматических функций (медицинская модель психотерапии);

* психотерапия как метод манипулирования, носящий характер инструмента и служащий целям общественного контроля (социологическая модель);

* психотерапия как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель психотерапии);

* психотерапия как метод, который приводит в действие процесс научения (психологическая модель).

Существование этих моделей, объяснимое воздействием разнообразных социально-культурных, экономических и других факторов, оказывающих влияние на развитие психотерапии в современном мире, заостряет вопрос о социальной релевантности целевых установок в психотерапии, ее нормативном аспекте. Этот аспект отчетливо выступает в работах К.К. Платонова (1974), Е.В. Шороховой (1978), А.М. Изуткина (1982), [10, c. 8].

Я остановлюсь только на психологической модели в психотерапии, которая предназначена для решения проблем, не достигающих уровня патологии, однако влияющих на развитие психологических функций, личностный рост.

Выделяются четыре варианта психотерапии по продолжительности: терапия сверхкороткая (сверхбыстрая), короткая (быстрая), длительная (медленная), сверхдлительная (сверхмедленная), [18, c.33].

сверхкороткая терапия длится минуты и часы, направлена на разрешение актуальных, изолированных проблем и конфликтов; глубокими личностными проблемами она не занимается. Ее эффект может отличаться нестойкостью. Примером может служить нейролингвистическое программирование.

Короткая терапия длится в течение часов и дней. Личностным содержанием занимается в пределах необходимого минимума для решения актуальной проблемы. Ее эффективность часто более стойкая. Характерно, что она как бы запускает процесс изменения, который продолжается и после завершения терапии. Примером может служить метод кристаллизации проблем.

Медленная терапия длится месяцы. Она занимается личностным содержанием проблем. Прорабатывает множество деталей. Ее эффект развивается медленно и носит стойкий характер. Примером является трансактный анализ.

Сверхмедленная терапия длится годы. Она занимается сознательным и бессознательным клиента. Много времени посвящает достижению понимания сути переживаний. Обычно большую роль отводит раннему опыту человека. Эффект сверхмедленной терапии развивается постепенно, носит длительный характер. В ряде случаев он зависит от сохранения контакта между терапевтом и клиентом. Примером является классический психоанализ.

У каждого подхода существуют свои базовые техники и приемы.

Существуют также три главных подхода к профессии психотерапевта:

1) приверженность одной теории, одному подходу;

2) эклектизм - приверженность многим подходам;

3) общетеоретическая ориентация.

Приверженность одному подходу дает, с одной стороны, глубокое проникновение в предмет, исчерпывающие знания теории и практики, а с другой стороны - ограничения, связанные как раз с возможностями одного подхода, одного метода.

Эклектизм приводит к тому, что специалист знает кое-что выборочное из различных теорий и практик. Он может достигать эффективности, особенно на начальных этапах работы. И все же этот специалист достаточно скоро столкнется с недостатками своей поверхностной подготовки, с отсутствием основных, стержневых, базовых представлений.

Общетеоретическая

ориентация

, или общий

континуальныйподход

, или систематический эклектизм

- это такой профессиональный подход, где вначале специалист является последователем одной теории, изучает все, что известно в данной области. А уже затем, приобретая профессиональный фундамент, начинает выходить за пределы данной, базовой для него теории. Такой профессионал может использовать концептуальные представления одних теорий, а технические и практические подходы других. В своем профессиональном развитии он стремится к созданию метатеории психотерапии. Это во многом объясняется тем, как замечает З. Скода (1979), что мечтой каждого честолюбивого психотерапевта является создание нового, необычного приема, внесение своего оригинального вклада в историю психотерапии [10, c.61].

Страницы: 1 2 3 4


Слух и слуховое восприятие
Можно с уверенностью сказать, что новорожденные слышат. Они вздрагивают от громких звуков. От низкочастотных звуков, таких как в колыбельных песнях, новорожденные успокаиваются. В ответ на высокочастотные — писк и свист — возбуждаются. Но насколько хорошо развит их слух? Анатомические структуры слухового аппарата новорожденных развиты ...

Особенности мышления
"В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5—4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5—3 года и является ведущим до 6—6,5 лет. Наглядно-схематическое мышление воз ...

Свобода пересечения межполовых границ
Научные данные согласуются со здравым смыслом в том, что для мальчиков поведение, присущее противоположному полу, неприемлемо, а для девочек допустимо: «маменькины сыночки» подвергаются насмешкам, а к девчонкам-сорванцам относятся благосклонно. В научных исследованиях половые роли рассматриваются с трёх сторон: их проявление в поведении ...