Трансактный анализ
Страница 2

По Берну, наиболее важные решения, определяющие отношение к жизни, принимаются в первые два-три года, а большая часть сценариев усваивается до шести лет. Основными детерминантами сценариев являются Детские состояния "Эго" его родителей, которые внедряются в сознание ребенка посредством запретов. В то время как некоторые запреты выражаются достаточно четко, например, "Нельзя плакать на глазах у всех" или "Нельзя бить тех, кто меньше тебя", другие могут лишь подразумеваться. Например, ребенку, которого распекают за откровенные проявления чувств, вполне может быть внушено "не чувствуй". Такие часто встречающиеся внушения, как "ты никогда ничего не добьешься", "никому нельзя верить" или "от тебя только вред" трансформируются обычно в следующие жизненные сценарии: "я никогда никому не буду верить", "я должен стать сильным" и так далее.

Сценарии, в свою очередь, усиливают влияние внушенных запретов Таким образом, круг замыкается. Выбранный сценарий жизни соответствует жизненной позиции. По Берну, сценарий проявляется в движениях, жестах, позах, манерах человека, а также важную роль в создании сценариев играют запомнившиеся с детства фантазии и волшебные сказки.

В работе "принципы группового лечения" Берн использует метафору о "лягушках и принцессах". Он считает, что, чтобы "вылечиться", необходимо сбросить шкуру лягушки и продолжить прерванное развитие как принца или принцессы, в то время как "прогресс" в лечении означает лишь то, что человек становиться лишь более комфортабельной лягушкой.

В работе "Что вы говорите после того, как говорите "Здравствуйте" Берн связывает излечение с полным разрывом со сценарием и выработкой нового пути развития [3, c.364].

Современный трансактный анализ представляет собой теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития и теорию психопатологии. В практическом применении он представляет собой систему психотерапии, используемую при лечении всех видов психических расстройств, от обыденных жизненных расстройств до психозов, метод лечения отдельных людей, супружеских пар, семей и групп.

Международная ассоциация трансактного анализа определяет его как теорию личности и системную психотерапию с целью развития и изменения личности [18, c.142].

Эйви Е., Эйви В., Саймак-Доннинг Л. (1987) пишут о трансактном анализе следующее: "Трансактный анализ можно определить как динамическую психотерапию Фрейда, в сочетании с более гуманистическим философским подходом, особым вниманием к изменению поведения и мышления в сочетании с хорошей подачей материала. Трансактный анализ - отличный пример терапии, базирующейся на прекрасной теории, открыто раскрывающий перед обществом свои воззрения. Трансактный анализ важная часть образования хорошего терапевта."

Одной из важных позитивных характеристик трансактного анализа является его способность и готовность инкорпорировать в себя идеи и техники других направлений, даже соперничающих с теоретическими основами трансактного анализа [18, c.143].

Вот что пишут Иан Стьюарт и Вэнн Джойнс в своей книге "Современный ТА": "… в результате этого современный терапевт трансактного анализа обладает большим, гибким набором различных техник, которые можно использовать в зависимости от потребностей клиента. Большинство практиков трансактного анализа прошло также подготовку в других областях и привнесли накопленный опыт в терапию трансактного анализа. Это объединение трансактного анализа с гештальт-терапией… концепции и техники, взятые из психоанализа и кратковременной терапии, биоэнергетики, нейролингвистического программирования, теории систем, визуализации и модификации образа - Я, эриксоновской терапии, бихевиористской психологии и многих других областей в зависимости от образования и интересов терапевта. Несмотря на все это, модель эго-состояний и теория жизненного сценария всегда лежат в основе организационных принципов, которыми руководствуются при использовании в рамках трансактного анализа этих разнообразных техник и методик."

В современном трансактном анализе существуют три школы, каждая из которых имеет свою собственную теоретическую модель и предпочитаемый набор терапевтических техник.

Лишь немногие терапевты трансактного анализа принадлежат в настоящее время только к какой-то одной из этих трех "школ".

С точки зрения классической школы одна из важных задач для терапевта состоит в том, чтобы дать клиенту новые Родительские послания.

Пэт Кроссман предложил "три пи" (три английских слова, начинающиеся на букву "пи"), выполнение которых должен обеспечить терапевт для достижения эффективного результата: разрешение, защиту и силу (власть).

Страницы: 1 2 3


Традиции и подходы к изучению социально – психологической готовности к труду
Состояние психологической готовности к труду следует понимать как сложное, целенаправленное проявление личности. Оно имеет динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимости. Стремясь удовлетворить свои потребности, человек в практической деятельности на основе внутренней активности (биологической, ...

Какова связь невротического симптома с конфликтом удовлетворения либидо?
Люди заболевают неврозом, если у них отнимается возможность удовлетворения либидо, т.е. от «вынужденного отказа», и что их симптомы являются заместителями несостоявшегося удовлетворения. Вынужденный отказ чрезвычайно редко бывает всесторонним и абсолютным: чтобы стать патогенно действующим, он должен затронуть тот способ удовлетворения, ...

Эмпирическое исследование имиджевых характеристик стиля руководства. Организация и проведение исследования
Наше исследование проводилось в ООО "Инженер" общей численностью в 35 человек, из них руководство составило 10 человек, по полу и возрасту примерно в равных количествах. Для исследования были использованы следующие методы и методики: Методы: Тестирования Глубинное интервью Методики: Методика определения межличностных отн ...