Выявление эго-состояний в групповой терапии ТА, анализ взаимодействий, анализ
игрСтраница 2
Руководитель группы для диагностики состояний эго применяет приемы, взятые из гештальт-терапии, например, метод "пустых стульев" - участник должен "рассадить" все состояния эго по стульям и призвать их к взаимодействию. При использовании другого приема, известного как "репетиция сценария", два или более участников разыгрывают сценку, иллюстрирующую некую проблему, важную по крайней мере для одного из них. Тем временем одни члены группы стоят рядом и играют роль Родителя, другие Ребенка, а третьи делают замечания как Взрослые.
Приведем пример упражнения, проводимого в центре "Личность", цель которого - получить практику в диагностике состояний эго и являющегося введением к трансакциям между различными состояниями эго.
Итак, действующие лица: мать, отец, дочь одиннадцати лет.
Дочь (мечтательно): У Галки родители на неделю уезжают. Они с братом целую неделю одни будут, от родителей отдохнут… (Ребенок).
Мать (поперхнувшись): От родителей? Отдохнут? (Родитель).
Дочь: Ну да! Это же так здорово - пожить самим. Им оставят еду, а что еще надо? (ребенок).
Отец (опередив жену): Ты бы тоже хотела пожить одна? (Взрослый).
Мать: Как - одна?
Дочь: А что? Я справлюсь (Ребенок).
Отец: Вот и отлично. (Обращается к жене): Мне как раз сегодня предложили недорогой тур на две недели для нас с тобой. Поехали? Я уже три года в отпуске не был (Взрослый).
Мать (включившись): Знаешь, я подумала сейчас, что ты права. Нам, наверное, и правда надо друг от друга немного отдохнуть… (Взрослый - Взрослому).
Можно сыграть все пять состояний эго личности.
Например: Студентка обсуждает свою соседку по комнате в общежитии: "Это глупая, безответственная, легкомысленная девчонка (Критичный Родитель). Мне приходится вместо своих проблем заниматься ее делами (Заботливый Родитель). Иногда мне это кажется просто глупым (Взрослый), но я ведь должна помогать другим, меня же мама этому учила (Адаптированный Ребенок). Однако иной раз мне так хочется ей сказать, чтобы она от меня отвязалась (Свободный Ребенок).
Из приведенных примеров видно, что диагноз состояний эго является начальным этапом анализа взаимодействий. Действие начинается, когда два человека оказываются вместе. Эго каждого индивида может находиться в состояниях Родителя, Взрослого или Ребенка; таким образом, когда два человека находятся наедине в одной комнате, там в действительности присутствует шесть лиц, каждое из которых может внезапно появиться.
Взаимодействие состоит из стимула со стороны одного человека и соответствующей реакции другого. Многие взаимодействия просты и непосредственны, например:
Начальник: Который час? (Стимул)
Секретарша: Четыре часа (Реакция)
Начальник |
Секретарша (комплиментарные трансакции) |
Наркомания
Волна наркомании поднялась в 1960году. Наркотики вошли в нашу жизнь, на улицы нашего города, на те самые, где играют наши дети. Страна безвозвратно теряет своих граждан.
Стремительное распространение наркотиков связано с существованием нескольких групп факторов, каждая из которых отнюдь не является наркопровоцирующей. Имеется в виду ос ...
Анализ результатов исследования и пути решения конфликтных ситуаций у
школьников. Анализ результатов исследования
Анализ по ученикам:
1. Рейн Владимир.
Соперничество: 3a, 66
, 8а
, 96, 10а
, 136
, 146
, 166
, 17а
, 226
, 25а
, 28а
.=10
Сотрудничество: 26, 5а
, 86, 11а
, 14а, 19а, 20а
, 216
, 23а, 266
, 286, 306.=5
Компромисс: 2а
, 4а
, 76, 106, 126
, 13а, 186
, 206, 22а, 246, 26а, 29а.=4
Избежание: 1а
, 56
, 7а
, 9а
, 12а, 156
, 176, 196
, 21а ...
Особенности Я - концепции
В период средней взрослости Я-концепция личности обогащается новыми Я-образами, принимает во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок и детерминирует все взаимодействия. Я-концепция зрелого взрослого развивается в результате возникновения большого числа частных Я-концепций и в процессе генерирования кон ...