Эмпирическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации. Исследование стратегий поведения в студенческой группе
Страница 1

Другая психология » Типы поведения участников конфликтной ситуации » Эмпирическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации. Исследование стратегий поведения в студенческой группе

Сегодня интерес исследователей конфликтов явным образом смещается в сторону изучения реальных конфликтов в семье, на работе, в реальных жизненных обстоятельствах и кризисных ситуациях, переживаемых людьми. Существует множество методов исследования конфликтов, основными из них являются: анализ, систематизация, обобщение научной литературы по проблеме исследования, сравнение, тестирование, математическая обработка результатов исследования. Наибольшее распространение в психологическом изучении конфликтов получи¬ли опросные методы.

Для изучения типов поведения участников конфликтной ситуации нами было происследовано 15 студентов 2-го курса специальности Домоведение Белгородского государственного университета. Нами было опрошено пять юношей и 10 девушек в возрасте 18-19 лет. Согласно этой цели был проведен тест К.Томаса «Стиль конфликтного поведения» (см. Приложение 2).

Тест К.Томаса направлен на выявление типов поведения личности в противоречивых ситуациях. Испытуемым предлагалось 30 пар суждений, каждое из которых отражает одну из возможных стратегий поведения. Они выбирали из каждой пары суждений то, которое считали соответствующим их типичному поведению («обычно я веду себя так», «скорее всего я бы повел себя таким образом»). Обработка ответов (в соответствии с ключом) позволяет выявить, в какой степени в репертуаре человека представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избегания, приспособления или поиска компромисса. Формулировки вопросов позволяют диагностировать именно личностные тенденции к преимущественному использованию данных стратегий. Ответы испытуемых представлены в Приложение 3.

Результат подсчета полученных данных позволяет говорить о том, что у одного человека преобладает стратегия соперничества, у 4-х – сотрудничества, шесть человек предпочитают стратегию компромисса, один человек предпочитает избегание, три из испытуемых предпочитают стратегию приспособления. Анализ данных представлен нами в табл. 1., которая отражает выбор определенной стратегии поведения респондентами в различных ситуациях в процентном отношении.

Итоговый результат

Стратегии поведения в конфликте

Предпочитаемость стратегии, %

1

Соперничество

6

2

Сотрудничество

27

3

Компромисс

41

4

Избегание

6

5

Приспособление

20

Наглядно результаты исследования представлены на графике (см. рис. 2.).

Рис. 2. Предпочитаемость стратегии

Страницы: 1 2


Выводы:
1) Психологический стресс воздействует на людей индивидуально то, что является стрессогенной ситуацией для одного человека, для другого может быть нормой жизни. 2) Степень и сила воздействия оценивается человеком исходя из своего личного опыта, особенностей когнитивных процессов в смысле возможности и способностей для преодоления стрес ...

Какой вред порождает нарциссизм?
При превращении объекта-либидо в Я-либидо может образоваться так называемый нарцисстический невроз. Тогда ставшее нарцисстическим либидо может не найти обратного пути к объектам, при этом нарушается подвижность либидо. Кажется, что скопление нарцисстического либидо сверх определенной меры нельзя вынести. Именно поэтому дело дошло до при ...

Развитие познавательной сферы личности ребенка в период раннего детства. Речевое развитие. Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста
Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут спокоен и живо ...