Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности младших школьников
Страница 1

Другая психология » Познавательная активность » Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности младших школьников

Степень активности школьников является реакцией, методы и приемы работы учителя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

Мы хотели бы привести рекомендации по проведению урока природоведения в 3-ем классе (примените активных методов, учитывая содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся.

Словесные методы.

1. Метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы дети могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы с учеником. В старших классах с целью лучшего выявления логической структуры нового материала даю задание самостоятельно составить план рассказа учителя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.

В ходе обсуждения поправляем, исправляем, уточняем, дополняем, убираем все лишнее, несущественное.

Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение учебника, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Для закрепления навыка работы с литературой даем ученикам различные посильные задания.

Например, в 3-м классе при изучении темы: "Животный мир нашей области".

Даем задания: сделать сообщение о представителе животных; (представителей выбирают по желанию). Ученикам нужно рассказать об особенностях данного животного, его образе жизни.

Сообщение формируется на альбомных листах, титульный лист оформляется рисунком животного.

В классе ученик должен постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. Для этого вначале составляются тезисы, а в более старших классах – план ответа.

При таком виде работы ученики учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Организуем самостоятельную работу следующим образом: даем классу конкретное учебное задание. Пытаемся довести его до сознания каждого учащегося.

Здесь есть свои требования:

1. текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)

2. нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.

4. Метод проблемного изложения.

На уроках используем проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

Данный метод включает в себя:

1) выдвижение проблемного вопроса,

2) создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,

3) создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,

4) демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера . Роль учителя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.

5) Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

Задачи начинают применять уже в 3-м классе. И более сложные, творческого характера в старших классах.

Но в каждой параллели задачи дифференцируем – более сложные, творческого характера – сильным ученикам.

А аналогичные – слабым. При этом у самих учеников на этом не акцентирую внимание. Каждый ученик получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.

Страницы: 1 2


Развитие психических функций в младшем школьном возрасте
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится МЫШЛЕНИЕ. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. В начале младшего школьного возраста ВОСПРИЯТИЕ - недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок "иногда путает похожие по написавию буквы и цифр ...

Особенности внутреннего диалога ребенка в дисфункциональной семье
Исследование особенностей развития личности ребенка в условиях дисфункциональной семьи (в данном случае семьи, где хотя бы один из родителей страдает расстройством личности) актуально потому, что согласно последним данным число людей, диагностированных как имеющие расстройство личности, неуклонно растет. Особенности развития детей, восп ...

Исследование эмоциональной устойчивости юношей и девушек музыкальных и немузыкальных специальностей
Для исследования эмоциональной устойчивости юношей и девушек музыкальных и немузыкальных специальностей использовался тест-опросник Г. Айзенка EPI, который описывался выше. Обрабатывались данные таким же образом, используя ключ шкалы «Нейротизм». Далее, в соответствии с численным показателем можно определить тип эмоциональной устойчиво ...