Особенности девиантного поведения подростков. Типичные формы девиантного поведения подростков.
Страница 3

Другая психология » Особенности девиантного поведения подростков » Особенности девиантного поведения подростков. Типичные формы девиантного поведения подростков.

Аддиктивные формы отклоняющегося поведения также подверглись резкому омоложения за последние десятилетия.

Суть аддиктивного (аддикция — пагубная склонность к чему-либо) поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью подростка, лишает его воли к противодействию аддикции. Такая форма поведения характерна для подростков с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Алкоголь или наркотик выступает в роли эффективного психологического щита. Для самозащиты подростки с аддиктивным типом поведения используют механизм, называемый в психологии «мышлением по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что соответствует их желаниям. В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждается от общества.

Следующие вещества, предметы или действия могут быть средством для людей с аддиктивной формой поведения: наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (включая компьютерные), длительное прослушивание ритмической музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека.

Аддиктивное поведение формируется постепенно. Начало отклонения связано с переживанием интенсивного острого изменения психического состояния человеком в связи с принятием определенных веществ или определенными действиями, возникновением понимания того, что существует определенный способ изменить свое психологическое состояние, испытать чувство подъема, радости, экстаза.

Подростки полагают, будто наркотики и алкоголь благотворно влияют на настроение, поднимают самооценку, отпускают тормоза, ослабляют беспокойство. Но факты говорят о том, что здесь срабатывает эффект внушения.

В подростковой среде широкую популярность получил "балдеж" от вдыхания паров лаков или растворителей. Однако "профессиональные токсикоманы" маляры и лакировщики не испытывают ничего подобного от этих запахов. На этом примере очень ярко виден эффект ожидания: если человек заранее уверен, что ему будет хорошо, ждет кайфа, то он в конце концов получает его. Рабочие кайфа не ждут и потому воспринимают свои ощущения как неприятные издержки производства.

Состояние, которое принято именовать кайфом, предполагает определенные переживания и поведение. Роль кайфующего - это роль с большими привилегиями (можно позволить себе лишнее) и с меньшими обязанностями (разрешено не делать необходимого).

При первом использовании алкоголя, наркотиков все испытывают крайне неприятные ощущения: тошноту, головную боль, головокружение. При повторном, а затем и систематическом применении тех же веществ, глядя на более опытных потребителей дурмана, новичок учится положительно истолковывать объективные эффекты наркотизации.

Далее формируется устойчивая последовательность прибегания к средствам аддикции. Сложные жизненные ситуации, состояния психологического диском форта провоцируют аддиктивную реакцию. Постепенно такое поведение становится привычным типом реагирования на требования реальной жизни. Происходит формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности, т.е. возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю. Этот процесс сопровождается борьбой, возникает чувство тревоги. Одновременно включаются защитные механизмы, способствующие сохранению иллюзорного чувства психологического комфорта. Защитные формулы таковы: «я не нуждаюсь в людях», «я поступаю так, как мне нравится», «если я захочу, то все изменится» и т.п.

Страницы: 1 2 3 4


Понятие и типы неблагополучных семей. Общее представление о неполной семье
Семья во все времена находилась в центре внимания общественности. Особое внимание заслуживает положение в нашем обществе неполных семей. Неполная семья – это один из основных социально-демографических типов современной семьи. Неполная семья – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать- о ...

Практическая часть. Ранговая корреляция
В психологии часто возникает потребность анализа связи между переменными, которые не могут быть измерены в интервальной или реляционных шкалах, но тем не менее поддаются упорядочению и могут быть проранжированы по степени убывания или возрастания признака. Для определения тесноты связи между признаками, измеренными в порядковых шкалах, ...

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка с аутизмом
Для более эффективной помощи больным аутизмом необходимо раннее установление диагноза, желательно на первом году жизни, когда можно отчетливо отметить отсутствие зрительного контакта, непереносимость каких-либо перемен в своем окружении, отсутствие эмоционального контакта с матерью и другими взрослыми, страхи. (2,с.52) Детям с аутизмом ...