Современные исследования переживания одиночества
Страница 1

Другая психология » Выявление ощущения одиночества на основе двух возрастных групп. » Современные исследования переживания одиночества

Предваряя разговор о современных взглядов на проблему одиночества и исследования в этой области, необходимо ввести некоторую информацию, уточняющую постановку и содержательную сторону вопроса исследования. С учетом исторических временных рамок будет правильно выделить четыре периода в изучении представляемого нами феномена [3].

Первый – с момента, условно говоря, существования человека до первых публикаций статей европейских философов экзистенциального направления. Этот период отличается отрывочным представлением об одиночестве в основном на уровне частных рассуждений и отрывочными же упоминаниями в теологической и художественной литературе. Исключение из правил на этом фоне представляет монументальный труд немецкого автора Й. Циммерманна.

Второй берет точку отсчета от начала XIX столетия до начала (ориентировочно десятые-двадцатые годы) XX века. Он может быть назван периодом формирования философских основ изучения феномена одиночества. В этот период тема одиночества приобретает устойчивый характер в художественной литературе (Э. Золя, Ф. Достоевский и другие).

Третий – активного интереса к феномену одиночества со стороны психологов и представителей социальных наук – приходится на конец 30-х годов прошлого века. Он может, опять-таки с известной долей условности, называться периодом фундаментальных исследований в области психологии одиночества. В этот период происходит закладка концептуальных оснований феноменологического исследования.

Четвертый период, берущий свое начало во второй половине 80-х годов XX века и продолжающийся по настоящее время, т. е. включающий в себя лишь последние 15 лет, моет носить название периода частных теорий и прикладных разработок. С позиций сегодняшнего дня безусловное большинство авторов, освещающих проблему одиночества, сходятся на том, что одиночество связано с переживанием человека его оторванности от сообщества людей, истории, семьи, природы, культуры. Нередко указывается, что современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного принудительного общения (развитие тезиса Рисмена «одинокая толпа»)

Большое внимание уделяется разработке, анализу, оценке эффективности социально-психологичеких и психотерапевтических методов помощи людям, остро переживающим одиночество. Кроме того, часть исследований затрагивает и общие, социально-философские аспекты одиночества [7].

Таким образом, отмечая тенденцию к расширению и углублению изучения одиночества как предметной области, прежде всего в рамках отечественной психологический и социальной науки, необходимо констатировать факт, что психология одиночества как особая отрасль научного исследования находится на начальных стадиях своего развития.

Отдельного упоминания заслуживают направления исследований, связанные с изучением одиночества в пространственно-временных рамках.

Так, Карл Голдберг в своей статье «Одиночество как нарушение восприятия времени» исходит из того, что основными составляющими нашего осознания времени являются стремление к заботе, воспитанию кого-либо другого. По его мнению, одиночество – это нарушенное восприятие времени: потребность в заботе, не удовлетворенная в течение долгого времени [2].

К. Голдберг выделяет три временных характеристики онтологического нарушения:

1. вина (прошлое);

2. стыд (настоящее);

3. предвосхищающее опасение (будущее).

Вина воспринимается как поведение, бывшее, совершенное. Стыд, в его понимании – чувство неуверенности и «…бесцеремонности…время застывает, становится бесконечным, и спрятаться от этого негде». Он использует также категорию «предвосхищающее опасение» как «…преследование субъекта чувством предопределенности в будущем». При всей ценности работы Голдберга она крайне противоречива в суждениях и выводах, содержит множество неопределенно толкуемых понятий.

П. Хартоколис так же отмечает, что одиночество есть нарушенное осознание времени, рассматривая, однако, этот факт в рамках экзистенциональных представлений. С его точки зрения: «…одиночество – это отказ от настоящего, от его возможностей и требований…» и именно поэтому «…одиночество является экзистенциональной проблемой. В течение жизни мы понимаем, что наше существование быстро проскальзывает мимо. Когда мы довольны, нам хочется приостановить время, уважать каждое его проявление, но большинство из нас понимает, что не знает, как это сделать. И наоборот, когда мы в заключении, одиноки, страдаем или болеем, время течет слишком медленно, его ограничение тяжело давит на нас».

Страницы: 1 2 3


Развитие психических функций в младшем школьном возрасте
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится МЫШЛЕНИЕ. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. В начале младшего школьного возраста ВОСПРИЯТИЕ - недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок "иногда путает похожие по написавию буквы и цифр ...

Факторы социализации
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все из них выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, ...

Заключение.
Характер человека — это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщен­ных побуждений. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, — это и есть тот «строительный материал», из которого складывается характер. Побуждение, мо­тив — это свойство характера в его генезисе. Для того чтобы мотив (побуждение) стал свойством личност ...