Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности. Социально-психологический анализ семьиСтраница 3
Современный брак имеет иную природу, чем 70-80 лет назад. Если раньше экономический лидер, чаще отец, был и психологическим лидером, то в современной семье могут быть и два лидера, а чаще наблюдается перемещение роли главы в сторону женщины. Современный брак основывается на взаимных чувствах, желании жить вместе, взаимопонимании. [34, 268с.]
Рассматривая проблемы современной семьи, психологи дают социально-психологическую оценку семьи. Семья представляет собой малую социальную группу, отличающуюся от других групп особенностями, присущими только ей. Это нормативная заданность - зависимость от общественных институтов, регулирующих порядок заключения и расторжения брака, представления о возрасте вступления в брак и т.д.; гетерогенность состава семьи по полу и возрасту; закрытость - вхождение в семью новых членов регламентировано; естественным и уникальным путем ее расширения является рождение ребенка; полуфункциональность; длительность истории семьи, включающая качественно различные этапы развития.
В семье как в социальной системе различают несколько видов отношений (Н. Соловьев). Социально-биологические отношения в семье охватывают сферу движения численности и половозрастной структуры семьи, сексуальные связи, проблему рождаемости и планирования семьи, родственного чувства, эмоционального фактора в воспитании детей, проблему наследственности. Хозяйственно-экономические отношения охватывают ведение домашнего хозяйства, соблюдение семейного бюджета, распределение обязанностей и пр. Юридические отношения охватывают сферу мотивации брака и развода, правого нормирования имущественных и личных прав и обязанностей супругов, отношений между родителями и детьми. Нравственные отношения включает мужское и женское достоинство, сферу нравственного воспитания и самовоспитания, вопросы полового воспитания, проблему трудового воспитания. Психологические отношения охватывают сферу различных психологических особенностей личности, преодолении противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирование чувств, установок, психологической совместимости и психологического климата. Эстетические отношения включают эстетическое воспитание и самовоспитание, эстетику отношений, поведения, речи, одежды, жилища. Эстетические отношения, наряду с нравственными и психологическими, образуют основу культурной преемственности в семье. Эмоциональное значение этих отношений очень велико. Они затрагивают ценностные ориентации личности каждого члена семьи и определяют в целом успешность семейной жизни. Успешность семейной жизни или её неблагополучие влияют и на психику, и на соматический статус человека.
Социальная сущность семьи проявляется в её функциях: репродуктивной, хозяйственно-потребительской и воспитательной. Репродуктивная функция -это воспроизводство населения. С детства должно формироваться чувство уважения к семье, к родителям, к братьям, сестрам, к общению в семье. Репродуктивная функция зависит прежде всего от стабильности семьи. Хозяйственно-потребительская функция включает ведение домашнего хозяйства, расчет домашнего бюджета, управление семьей, проблему труда, социализацию ребенка.
Досуг в период средней взрослости
Третьей важнейшей сферой жизнедеятельности человека является сфера, связанная с проведением свободного времени, досуга и обеспечением быта. В силу сложившихся в нашей стране экономических обстоятельств огромное количество людей в свободное от основной работы время вынуждено работать дополнительно. В связи с этим, а также со снижением ма ...
Деятельностный подход к проблеме половой
дифференциации
Половая дифференциация обретает психологический смысл для личности, лишь, будучи включенной, в ее деятельность, особенно в совместную деятельность с другими. Сущность деятельностного подхода к проблеме половой дифференциации в том и состоит, чтобы определить место и роль совместной деятельности в становлении психологического пола личнос ...
Линии поведения руководителя как критерии принятия управленческих
решений
Руководитель, осознавая проблемную ситуацию, автоматически намечает определенную линию своего поведения. Михайлов Г.С.[13] утверждает, что избираемая линия поведения будет диктоваться и корректироваться в соответствии с принятием управленческого решения. Выбор возможностей, альтернатив поведения
1) внутренне логичен;
2) связан содержа ...