Экспериментальные исследования влияния деструктивных супружеских отношений на прявление депрессивных состояний в супружеской диаде. Организация и методы исследования
Страница 1

Другая психология » Деструктивные супружеские отношения, влияющие на проявление депрессивных состояний в супружеской диаде » Экспериментальные исследования влияния деструктивных супружеских отношений на прявление депрессивных состояний в супружеской диаде. Организация и методы исследования

Цель данной главы заключается в том, чтобы организовать и провести экспериментальное исследование влияния деструктивных супружеских отношений на проявление депрессий в супружеской диаде и проверить гипотезу о том, что деструктивные супружеские отношения ведут к возникновению депрессий в супружеской диаде.

Установлено, что проблемы в супружеских отношениях могут приводить к развитию депрессии.

Что же на самом деле наиболее часто вызывает депрессию? По исследованию американских психологов Холмса и Рея, в первой "пятерке" стоят: смерть близкого человека, развод, разлад в супружеской жизни, тюремное заключение, серьезная травма или заболевание. Затем идут потеря работы, беременность, сексуальные проблемы.

Следует отметить, что феномен деструктивной деятельности практически не исследован в науке. Хотя наличие в природе человека разрушительного начала констатировалось многими исследователями, собственно этой теме посвящена лишь одна масштабная работа - книга Э. Фромма "Анатомия человеческой деструктивности".

В ходе исследования мы руководствовались следующими принципами:

Принцип детерминизма - характеризуется тем, что все психические явления в жизни человека определены какими-то причинами. Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.

Принцип активности - по существу, является обобщением и развитием основных представлений о механизмах организации движений. Его суть - в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. Он утверждает деятельность как активный, целенаправленный процесс.

Принцип развития - предъявление испытуемым исследовательских методик с учетом их актуальных и потенциальных возможностей к выполнению тех или иных действий.

Принцип личностного подхода - имеет направленность на личность, ее гуманистическую природу.

В нашем исследовании участвовало 10 супружеских пар.

Качественное описание выборки испытуемых:

Супружеская пара № 1: Возраст: жена - 23, муж - 28. Продолжительность брака - 3 года. Дети - нет. Материальное положение - выше среднего. Жилищные условия - отдельная трехкомнатная квартира.

Супружеская пара № 2: Возраст: жена - 39, муж - 40. Продолжительность брака - 20 лет. Дети - 2 сына в возрасте 10 и 15 лет. Материальное положение - выше среднего. Жилищные условия - отдельная трехкомнатная квартира.

Супружеская пара № 3: Возраст: жена - 25, муж - 38. Продолжительность брака - 4 года. Дети - ребенку 1 год. Материальное положение - выше среднего. Жилищные условия - коттедж.

Супружеская пара № 4: Возраст: жена - 31, муж - 36. Продолжительность брака - 10 лет. Дети - дочь 8 лет. Материальное положение - среднее. Жилищные условия - трехкомнатная квартира, живут со свекровью.

Супружеская пара № 5: Возраст: жена - 38, муж - 41. Продолжительность брака - 15. Дети - нет. Материальное положение - выше среднего. Жилищные условия - отдельная пятикомнатная квартира.

Супружеская пара № 6: Возраст: жена - 33, муж - 33. Продолжительность брака - 10 лет. Дети - 3 дочери в возрасте 9, 8 и 7 лет. Материальное положение - выше среднего. Жилищные условия - отдельная четырехкомнатная квартира.

Супружеская пара № 7: Возраст: жена - 23, муж - 30. Продолжительность брака - 3 года. Дети - нет. Материальное положение - среднее. Жилищные условия - отдельная двухкомнатная квартира.

Супружеская пара № 8: Возраст: жена - 26, муж - 28. Продолжительность брака - 4 года. Дети - нет. Материальное положение - выше среднего. Жилищные условия - отдельная двухкомнатная квартира.

Супружеская пара № 9: Возраст: жена - 20, муж - 25. Продолжительность брака - 1 год. Дети - ребенок 8 мес. Материальное положение - среднее. Жилищные условия - трехкомнатная квартира, живут с его родителями.

Супружеская пара № 10: Возраст: жена - 27, муж - 28. Продолжительность брака - 5 лет. Дети - нет. Материальное положение - выше среднего. Жилищные условия - отдельная двухкомнатная квартира.

Для определения депрессивных состояний в паре нами были использованы следующие методики:

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге (адаптация Т.И. Балашовой) [23, с.145].

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова [23, с.156].

Для определения наличия деструктивных супружеских отношений мы использовали тест Тимоти Лири [29, с.123].

Данные методики были использованы нами в исследовании, т.к они направлены на выявление депрессивных состояний человека и на определение наличия деструктивных супружеских отношений.

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге (прил.2).

Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Выводы
В заключение можно сказать, что социальная психология гендера подчеркивает: гендер — это социальная норма, к которой мы приспосабливаемся в силу нормативного давления (желания социального одобрения) и информационного давления (использования социальной информации, помогающей нам определять реальность). стереотип - некая схема (клише), ...

Интернальность как компонент личностной зрелости.
Вернемся к вопросу об ответ­ственности как компоненте личностной зрелости. Как показывают исследования, интернальность коррелирует с социальной зрелостью и просоциальным поведе­нием. В свою очередь, экстернальность связана с недостаточной социальной зре­лостью и асоциальным поведением. Интерналы, как уже отмечалось выше, отлича­ются бол ...

Роль игры в развитии психики ребенка
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания реб ...