Условия, факторы и движущие силы психического развития. Основные закономерности развития, соотношение обучения и развития, периодизация развития в разных теориях
Страница 2

Другая психология » Психология и педагогика » Условия, факторы и движущие силы психического развития. Основные закономерности развития, соотношение обучения и развития, периодизация развития в разных теориях

1) период сенсомоторного интеллекта (0—2 года). В этом периоде выделяются шесть основных стадий;

2) период подготовки и организации конкретных операций (3—11 лет). Здесь выделяются подпериод дооперационных представлений (3— 7 лет), в котором Пиаже различает три стадии, и подпериод конкретных операций (8—11 лет).

Д. Б. Эльконин выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущая деятельность». Д. Б. Эльконин рассматривал три эпохи — раннее детство, детство и подростковый период. В каждой эпохе происходит смена ведущих типов деятельности, которые обусловливают изменение в развитии ребенка и переход его в новую эпоху. В данной возрастной периодизации в качестве основных критериев развития выступают два показателя: мотивационно-потребностная сфера и операционно-технические возможности ребенка.

Д. Б. Эльконин сделал акцент на топологической характеристике возрастного развития. В современной психологии широкое распространение получили периодизации развития ребенка по метрическому принципу:

1) период новорожденности — от момента рождения до 1—2 месяцев;

2) младенчество — первый год жизни;

3) раннее детство — второй и третий годы жизни;

4) дошкольное детство — от 3 до 6 лет;

5) младший школьный возраст — от 6 до 10—11 лет;

6) подростковый возраст — от 11—12 до 14—15 лет;

7) ранняя юность — до 17 лет.

Каждая стадия в развитии ребенка характеризуется определенными чертами формирующейся психики. Развитие ребенка есть не что иное, как постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменениями в строении психики. Переход от одной возрастной ступени к другой характеризуется «кризисом». Ребенок, который до этого был спокойным и покладистым, вдруг начинает «бунтовать».

Страницы: 1 2 


Исследование тревожности и её видов юношей и девушек музыкальных и немузыкальных специальностей
При исследовании тревожности использовался опросник тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности», состоящая из 2-х шкал («состояние-тревожность» и «свойство-тревожность»), каждая из которых включает по 20-ть пунктов с 4-мя альтернативными ответами. На русский язык этот опросник был ...

Условия эффективного взаимодействия
Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Термин &quo ...

Что дают слова-ассоциации для анализа бессознательного?
1 Изучение ассоциаций являлось одной из первых тем психологии, приобретавшей облик экспериментальной науки. Испытуемый в этих опытах должен был отреагировать на предъявляемое ему слово-раздражитель первым пришедшим в голову другим словом, т. е. непосредственной вербальной реакцией. Связь между словом-раздражителем и словом-реакцией трак ...