Проблемы генотипической и средовой обусловленности поведения ребенка. Понятие развивающей среды и социальной ситуации развития

Другая психология » Психология и педагогика » Проблемы генотипической и средовой обусловленности поведения ребенка. Понятие развивающей среды и социальной ситуации развития

Установлено, что процесс и результаты человеческого развития обусловлены совместным воздействием трех факторов: наследственности, среды и воспитания.

Наследственность — это отражение биологического. Носители наследственности — гены (в пер. с греч. «ген» — «рождающий»). Человек наследует видовые задатки, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, цвет волос, глаз, кожи. К наследственным относятся особенности нервной системы, обусловливающие характер протекания психических процессов. Психические расстройства (например, шизофрения), болезни крови (гемофилия), эндокринные расстройства (карликовость) также передаются по наследству.

Среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то они имеют в виду среду социальную и домашнюю. Социальная среда — это дальнее окружение, под ним понимаются такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов. Ближняя среда — это семья, родственники, друзья. Развивающая среда – это окружающая обстановка, в которой происходит наиболее благоприятное развитие.

Социальная ситуация развития — социальные условия, в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека. Социальная ситуация развития включает в себя также систему факторов, от которых зависит развитие.


Методика "самоооценка эмоциональных состояний"
Довольно простым опросником для самооценки эмоциональных состояний является методика, разработанная американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом (в данном случае приводится ее сокращенный вариант). Измерение в этой методике производится по 10 балльной (стеновой) системе. Испытуемому дается инструкция: "Выберите в каждом из пр ...

Психологическая оценка метода поощрения и наказания в воспитании
Поощрения стимулируют развитие положительных свойств и особенностей психологии, а наказания предотвращают возникновение отрицательных. Если на практике применяются только поощрения, но игнорируются наказания, то у ребенка наряду с положительными качествами личности могут возникнуть и развиться отрицательные. Если, напротив, учебно-воспи ...

Практическая часть. Ранговая корреляция
В психологии часто возникает потребность анализа связи между переменными, которые не могут быть измерены в интервальной или реляционных шкалах, но тем не менее поддаются упорядочению и могут быть проранжированы по степени убывания или возрастания признака. Для определения тесноты связи между признаками, измеренными в порядковых шкалах, ...