Готовность детей к обучению в школе. Структура школьной готовности

Другая психология » Психология и педагогика » Готовность детей к обучению в школе. Структура школьной готовности

В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи,— в нее входят сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с другими людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребенок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита.

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий. Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью.

Большие требования начальный этап школьного обучения предъявляет к памяти детей. Для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.

Каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, при поступлении в школу обычно не возникает.

Еще большее значение, чем воображение и память, для обучаемости детей имеет мышление. При поступлении в школу оно должно развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической.

Речевая готовность детей к обучению и учению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.

Личностная готовность детей к обучению представляется не менее важной, чем познавательная и интеллектуальная. От нее зависят желание ребенка учиться и его успехи. Первое, на что следует обратить внимание, рассматривая соответствующий аспект психологической готовности,— это наличие у ребенка выраженного интереса к учению, к приобретению знаний, умений и навыков к получению новой информации об окружающем мире.

Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует также иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценку и уровень притязаний. Потребность, достижения успехов у ребенка, безусловно, должна доминировать над боязнью неудачи.

Психологическую готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе и к учению по всем описанным характеристикам на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование.


Методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной
Выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат» Ориентация на процесс. Ориентация на результат. Ориентация на альтруизм. Ориентация на эгоизм. Ориентация на труд. Ориентация на деньги. Ориентация на свободу. Ориентация на власть. Для диагностики коммуникат ...

Воля в процессе управления
Воля — это сознательное регулирование челове­ком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля — это способность человека, проявляюща­яся в самодетерминации и саморегуляции им сво­ей деятельности и различных психических процес­сов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе ...

Концепция «человекознания» Б.Г. Ананьева. Содержание концепции Б.Г.Ананьева
Предметом данной концепции выступает индивидуальность, включающая индивид, личность и субъект. Основные задачи, решаемые данной концепцией: 1)Исследование человека как целого, как индивидуальности; 2)Исследование структуры личности; 3)исследование онтогенеза индивидуальности. Определение личности: «Личность – составляющая индивидуал ...