Основные виды социальных конфликтов.
По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться в В.И. Сперанскому, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации.
Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить:
· межличностные;
· между личностью и группой;
· внутригрупповые;
· между малыми и большими социальными общностями;
· межэтнические;
· межгосударственные.
В зависимости от мотивации конфликта выделяют три блока социальных конфликтов:
1. конфликты, возникающие в связи с распределение властных полномочий и позиций;
2. конфликты по поводу материальных ресурсов;
3. конфликты по поводу ценностей важнейших, жизненных установок.
Таким образом, классификация конфликтов — метод познания, заключающийся в объединении их в группы на основе какого-либо признака. Базисная типология конфликтов позволяет определить в нем наиболее общие структурные единицы.
В принципе, в основе классификации может лежать любой признак конфликта. Если за основу берется характеристика, присущая всем конфликтам, то классификация называется общей. В противном случае она будет частной.
Базисная классификация конфликтов | ||||
Конфликты | ||||
Конфликты с участием человека |
Зооконфликты | |||
Социальные |
Внутри личностные | |||
межличностные (между личностью и группой) между малыми социальными группами; между средними социальными группами; между большими социальными группами |
между хочу и не хочу; между могу и не могу; между хочу и не могу между нужно и не нужно между хочу и нужно; между нужно и не могу |
интропсихические |
Между двумя животными; Между животным и группой; Между группами животных | |
Между отдельными государст вами |
Между коалициями государства | |||
Виды стресса
1. Внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и наруш ...
Индивидуальный стиль
деятельности педагога, его роль в обучении и воспитании
Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребенка. Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как личность и несомненно является индивидуальностью. Чем больше среди учителей и воспитателей окажется разнообраз ...
Копинг — стратегии поведения
Конфликтологи выделяют три шкалы, содержащие утверждения, отражающие основы преодоления конфликтных ситуациях в трех плоскостях копинг-стратегии поведения:
· в поведенческой сфере (8 вариантов поведенческих стратегий);
· в когнитивной сфере (10 вариантов когнитивных стратегий);
· в эмоциональной сфере (8 вариантов эмоциональных страт ...