Показатели уровня рождаемостиСтраница 1
Прежде чем перейти к показателям рождаемости, необходимо указать основные источники информации о рождаемости.
Информация о рождаемости получается из разнообразных источников демографической статистики:
1) переписи населения;
2) текущий учет рождений специальными учреждениями;
3) выборочные обследования населения.
Важным источником информации служат переписи населения, в материалах которых содержатся сведения о числе рожденных и живых детей на момент переписи, их возрасте или датах рождения, а также о датах заключения и прекращения брака.
При наличии таких данных можно получить кумулятивные коэффициенты рождаемости в реальных поколениях, дающие подробную информацию об ее уровне и дифференциации по разным группам населения.
Хотя текущий учет и дает сведения о составе родившихся по характеристикам родителей, но измерить рождаемость можно, только сопоставив данные этого учета с данными переписи или текущей оценки численности тех или иных групп населения.
Измерение рождаемости производится с помощью коэффициентов и таблиц рождаемости. Рождаемость может быть описана системой качественных и количественных характеристик.
Качественные характеристики выделяют типы рождаемости, соответствующие различным историческим типам репродуктивного поведения и типам воспроизводства населения.
В этих случаях рождаемость характеризуется наличием или отсутствием планирования супругами числа детей в семье. Рождаемость в поколении может ограничиваться деторождением только у замужних женщин или, наоборот, мало зависеть от брачного состояния. При разных типах рождаемости ее количественные параметры могут быть идентичны, однако методы описания и измерения должны отличаться.
Количественные характеристики выделяют коэффициенты рождаемости. Это измерители уровня рождаемости и определяются как отношение числа живорожденных детей к средней численности населения за период.
Как и другие коэффициенты интенсивности демографических процессов, коэффициенты рождаемости классифицируются на следующие группы:
1) общий коэффициент рождаемости;
2) специальные (мужские и женские);
3) частные (возрастные, кумулятивные и др.).
Общий коэффициент рождаемости
К = (
N
/ Т
х Р) х 1000,
где Т – число родившихся в этот период детей;
Т – период (лет);
Р – численность населения на середину периода (среднегодовая численность населения).
По примерной шкале оценки, предложенной Б.Ц. Урланисом и В.А. Борисовым, общие коэффициенты меньше 16 промилле считаются низкими; 16–24 промилле – средние; 25–29 промилле – выше средних; 30–39 промилле – высокие; 40 и более промилле – очень высокие.
Величина общего коэффициента рождаемости зависит от многих факторов, например, от интенсивности процесса рождаемости, половозрастной структуры, брачной структуры и т.п. Поэтому данный показатель дает лишь приблизительное представление об уровне рождаемости.
Специальные коэффициенты рождаемости
F
= (
N
/ Т
х
W
)
х 1000,
где F – специальный коэффициент рождаемости;
N – число родившихся за период;
Т – период (лет);
W – число женщин репродуктивного возраста (15–49 лет).
Величина специального коэффициента рождаемости зависит от возрастной структуры женщин 15–49 лет. Уровень рождаемости в 15 лет – минимальный; между 20–30 годами достигает максимума; к 50-ти годам сходит на нет.
Специальный коэффициент рождаемости рассчитывается иногда и для мужчин – FМ:
FM
= (
N
/ Т
х М) х 1000,
где FM – специальный коэффициент рождаемости для мужчин;
N – число родившихся за период;
Т – период (лет);
М – численность мужчин 15–49 лет.
Обычно данный показатель оказывается большим, чем специальный коэффициент рождаемости, т. к. мужчин в возрасте 15–49 лет, как правило, меньше, чем женщин, вследствие их более высокой смертности.
Возрастной интервал для мужчин иногда берется 15–54 или 15–59 лет, т. к. верхний предел репродуктивного возраста мужчин очень условен. В таких случаях специальные коэффициенты рождаемости мужчин и женщин несопоставимы.
Описание развивающей программы игр и упражнений (разработанной автором)
При составлении программы развития мы использовали методические пособия О.М. Дьяченко, Венгер В., Поу Р., Кравцова Е.Е и других авторов, придерживаясь следующих принципов:
ü формировать у детей необходимые для этого речевые и мыслительные навыки;
ü новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании;
ü содержан ...
Чем невротический страх отличается от реального?
Различают три формы актуальных неврозов: неврастению, невроз страха и ипохондрию. Нервнобольные испытывают страх в гораздо большей степени, чем другие. Реальный страх представляет собой реакцию на восприятие внешней опасности. По какому поводу, т.е. перед какими объектами и в каких ситуациях появляется страх, в большой мере, разумеется, ...
Всемогущий контроль
. Ощущение того, что человек способен влиять на мир. Это обычно проявляется у маленького ребенка. На инфантильной стадии первичного всемогущества, или грандиозности, фантазия обладания контролем под миром нормальна. В конце концов, по мере взросления, ребенок примиряется с тем неприятным фактом, что ни один человек не обладает неогранич ...