Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления. Эмоциональные процессы и управление эмоциями
Страница 1

Другая психология » Эмоционально-волевая регуляция в управленческой деятельности » Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления. Эмоциональные процессы и управление эмоциями

Анализируя причины своих неудач или ошибок или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко приходит к выводу, что именно эмоции по­мешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловую встречу, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожного происшествия, так как был совершенно парализован охватившим его вне­запным страхом, кто-то неудачно выступил публич­но, так как не сумел преодолеть волнения.

Эмоции определяются психологами как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных пережи­ваний приятного процесс и результаты практичес­кой деятельности, направленной на удовлетворе­ние его актуальных потребностей.

Ч. Дарвин утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи кото­рого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих по­требностей. При этом самая старая по происхожде­нию, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных пережива­ний — это удовольствие, получаемое от удовлетво­рения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обо­стрении соответствующей потребности[4,78].

Эмоции являются специфической реакцией орга­низма на изменения во внутренней или внешней среде. Я. Рейковский[13] в связи с этим выделил три основных компонента эмоционального процесса.

Первый — это компонент эмоционального воз­буждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит со­бытие, имеющее значение для субъекта, это приво­дит к возникновению (или увеличению) возбужден­ности, общему изменению скорости и интенсивнос­ти протекания психических, моторных и вегетатив­ных процессов. Однако в отдельных случаях под влиянием таких событий возбужденность может, напротив, уменьшаться. Это зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей реагирования.

Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциональное событие имеет для субъек­та — позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрица­тельная — когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процес­са заключается в побуждении действий, поддержи­вающих контакт с позитивным событием, отрица­тельного — в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент эмоции связан со специфи­ческими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции. В зависимости от этого компо­нента эмоциональные реакции или вызванные эмо­циями особые формы поведения приобретают спе­цифический характер. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называют стеническими, вторые — астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств психо­логи связывают со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной сис­темы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперимен­ты обнаружили в глубине мозга, в так называемой лимбической системе, существование центров поло­жительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения» и «страдания».

Рейковский Я[13]. подчеркивает, что три выделенных компонента эмоционального процесса характеризу­ют его как внутреннее состояние, как акт регуля­ции, а не как поведенческий акт или субъективно переживаемое психические явление.

Аффект — это наиболее мощная эмоциональ­ная реакция; проявляется как сильное, бурное и от­носительно эмоциональное кратковременное пере­живание. Аффект полностью захватывает всю пси­хику человека и предопределяет реакцию на ситуа­цию в целом (чаще всего и эта реакция, и воздей­ствующие раздражители осознаются недостаточно, что является одной из причин практической неуп­равляемости этим состоянием).

При анализе аффекта учитывают соответствие силы стимула и результата, находящихся в обрат­ной пропорции: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в резуль­тате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Страницы: 1 2


Идентификация
Включение идентификации в список защитных механизмов может показаться излишним, так как большинство расценивает возможность идентифицироваться с другим человеком или с его отдельными сторонами как конструктивную незащитную тенденцию. Как и другие зрелые защитные процессы, идентификация является нормальным аспектом психологического разв ...

Межличностная коммуникация и ее особенности
Межкультурная коммуникация проявляется в форме межличностной коммуникации. Межличностная коммуникация понимается как процесс одновременного взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга. Для нее характерен целый ряд особенностей, отличающих ее от других видов коммуникации. Межличностная коммуникация может осуществляться в ...

Значение переговоров
Переговоры — это средство взаимосвязи между людьми, предназначенные для достижения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоположные интересы. Переговоры предназначены в основном для того, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями (в форме различных предложений, по решению поставленной на обсуждение проблемы) получит ...