Практическая часть. Ранговая корреляцияСтраница 1
В психологии часто возникает потребность анализа связи между переменными, которые не могут быть измерены в интервальной или реляционных шкалах, но тем не менее поддаются упорядочению и могут быть проранжированы по степени убывания или возрастания признака. Для определения тесноты связи между признаками, измеренными в порядковых шкалах, применяются методы ранговой корреляции. К ним относятся: коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и Кендалла (используются для определения тесноты связи между двумя величинами) и коэффициент конкордации (устанавливает статистическую связь между несколькими признаками). Использование коэффициента линейной корреляции Пирсона в случае, когда о законе распределения и о типе измерительной шкалы отсутствует сколько-нибудь надежная информация, может привести к существенным ошибкам.
Методы ранговой корреляции могут быть использованы для определения тесноты связи не только между количественными переменными, но и между качественными признаками при условии, что их значения можно упорядочить и проранжировать. Эти методы также могут быть использованы применительно к признакам, измеренным в интервальных и реляционных шкалах, однако их эффективность в этом случае всегда будет ниже.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Каждая из двух совокупностей располагается в виде вариационного ряда с присвоением каждому члену ряда соответствующего порядкового номера (ранга), выраженного натуральным числом. Одинаковым значениям ряда присваивают среднее ранговое число.
Сравниваемые признаки можно ранжировать в любом направлении:
как в сторону ухудшения качества (ранг 1 получает самый большой, быстрый, умный и т.д. испытуемый), так и наоборот. Главное, чтобы обе переменные были проранжированы одинаковым способом.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена находится по формуле n
6 ⋅ ∑ d i2
rS = 1 − i =1, n −n3
где di - разность рангов для каждой i-пары из n наблюдений.
Если в вариационных рядах для X и Y встречаются члены ряда с одинаковыми ранговыми числами, то в формулу для коэффициента корреляции Спирмена необходимо внести поправки Tx и Ty на одинаковые ранги:
n
6 ⋅ ∑ d i2 l
rS = 1 − i =1, T = ∑ (t k − t k).
3
1
(n 3 − n) − (Tx + T y) k =1
2
Здесь l - число групп в вариационном ряду с одинаковыми ранговыми числами; tk - число членов в каждой из l групп.
Ранговый коэффициент корреляции Спирмена, как и линейный, изменяется от -1 до +1, однако значение рангового коэффициента корреляции Спирмена всегда меньше значения коэффициента линейной корреляции Пирсона: rS < r.
Проверка гипотезы о значимости коэффициента ранговой корреляции Спирмена проводится по-разному в зависимости от объема выборки.
1. Объем выборки больше 30 (n > 30).
Проверка нулевой гипотезы h0: с = 0 при альтернативной h1: с ≠ 0 осуществляется с помощью критерия Стьюдента и заключается в вычислении величины rS
t = ⋅ n−2,1 − rS2
имеющей распределение Стьюдента с df = n - 2 степенями свободы. Эмпирическое значение сравнивается с критическими значениями tб (n - 2).
Нулевая гипотеза с = 0 не отвергается, если эмпирическое значение попадает в область допустимых значений:
| t | ≤ t0,05 (df), df = n - 2.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена значимо отличается от нуля, если эмпирическое значение попадает в критическую область:
| t | > t0,01 (df), df = n - 2.
2. Очень малый объем выборки (n ≤ 30).
Проверка нулевой гипотезы осуществляется путем сравнения вычисленного коэффициента rS с критическими значениями rб (n), взятым из статистических таблиц для выбранного уровня значимости б и числа пар наблюдений n (табл.3.1). Нулевая гипотеза с = 0 не отвергается, если эмпирическое значение попадает в область допустимых значений:
| rS | ≤ r0,05 (n).
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена значимо отличается от нуля, если вычисленное значение попадает в критическую область:
| rS | > r0,01 (n).
Таблица 3.1
Критические значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена
α α α |
n n n |
0,05 0,01 0,05 0,01 0,05 0,01 |
7 0,745 0,893 15 0,518 0,654 23 0,415 0,531 |
8 0,690 0,857 16 0,500 0,632 24 0,406 0,520 |
9 0,663 0,817 17 0,485 0,615 25 0,398 0,510 |
10 0,636 0,782 18 0,472 0,598 26 0,389 0,500 |
11 0,609 0,754 19 0,458 0,582 27 0,383 0,491 |
12 0,580 0,727 20 0,445 0,568 28 0,375 0,483 |
13 0,555 0,698 21 0,435 0,555 29 0,368 0,474 |
14 0,534 0,675 22 0,424 0,543 30 0,362 0,466 |
Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте. Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников
Вопросы изучения развития воображения являются традиционными в детской психологии. Такие психологи, как Т. Рибо, Дж. Селли, З. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко и др. внесли большой вклад в исследование данной проблемы.
Первоначально воображение рассматривалось как один из творческих процессов внутри общих к ...
Творческий тип
Это тип руководителя, который умело использует все известные подходы к управлению коллективом. Такие типы встречаются крайне редко. Часто за творческий тип принимают либерального руководителя, иногда играющего роль "авторитарного" по системе "закручивания гаек" перед годовым отчетом.
Творческие натуры редко бывают у ...
Условия и пути оптимизации взаимоотношений в семье. Экспериментальное
изучение характера взаимоотношений в семье
Для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель исследования, которая является основной целью практической части работы - выявить влияние самостоятельности ребенка на его взаимоотношения с другими членами семьи.
Для изучения характера взаимоотношений в семье нами рассмотрены
следующие факторы:
1. Типовые состояние семьи:
- эмоцио ...