Практическая часть. Ранговая корреляцияСтраница 2
В методике С.А. Будаси испытуемому предлагается проранжировать 20 качеств по степени желательности (ранг 20 присуждается самому желаемому качеству). Затем в другой колонке его просят проранжировать эти же качества по степени выраженности у него в данный момент (ранг 20 получает самое характйрное качество). На основе расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена делается вывод об уровне самооценки испытуемого. Результаты испытуемого С. О-ва приведены в таблице 3.2 Требуется рассчитать коэффициент корреляции Спирмена между выраженностью качеств у обследуемого испытуемого в данный момент и его идеальным представлением.
Решение:
Составляем расчетную таблицу, в которую заносим две ранговые последовательности (желаемую N и реальную N'), разности рангов d и d2.
Таблица 3.2
Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Качества |
N N’ d = N - N’ d2 |
уступчивость |
14 15 - 1 1 |
смелость |
15 18 - 3 9 |
вспыльчивость |
2 16 - 14 196 |
настойчивость |
13 13 0 0 |
нервозность |
1 7 - 6 36 |
терпеливость |
17 10 7 49 |
увлекаемость |
12 20 - 8 64 |
пассивность |
8 2 6 36 |
холодность |
10 19 - 9 81 |
энтузиазм |
9 17 - 8 64 |
осторожность |
16 4 12 144 |
капризность |
3 1 2 4 |
медлительность |
18 6 12 144 |
нерешительность |
7 11 - 4 16 |
энергичность |
20 12 8 64 |
жизнерадостность |
19 8 11 121 |
мнительность |
4 3 1 1 |
упрямство |
5 9 - 4 16 |
беспечность |
11 14 - 3 9 |
застенчивость |
6 5 1 1 |
1056 | |
Значение коэффициента корреляции Спирмена подсчитываем по формуле
6 ⋅ 1056
rS = 1 − 3 = 0, 206.
20 − 20
Вследствие малого n (меньше 30) гипотезу о значимости коэффициента корреляции проверяем с помощью статистических таблиц. Для n = 20 имеем (см. табл.3.1):
h0? h1
⎯⎯|⎯⎯⎯⎯⎯|⎯⎯⎯⎯⎯⎯|⎯⎯⎯⎯⎯⎯→
0, 206 0,445 0,568 r
Значение коэффициента корреляции rS = 0, 206 попадает в область допустимых
значений, что не позволяет отвергнуть нулевую гипотезу. Коэффициент корреляции не отличается от нуля.
Вывод:
Отсутствует связь между выраженностью качеств у обследуемого испытуемого в данный момент и идеальным представлением.
Восприятие глубины и дистанции.
Ключевой аспект зрительного восприятия — видение того, что одни предметы находятся ближе к нам, а другие удалены. Мы видим мир трехмерным. Даже закрыв один глаз (монокулярное зрение), мы можем примерно определить расстояние до объекта. Предметы, расположенные ближе, кажутся нам больше, они заслоняют собой более отдаленные. Если закрыть ...
Изучение личности осужденного.
Сотрудники психологической службы осуществляют изучение личности осужденных и оказывают им психологическую помощь. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется с их согласия.
В пенитенциарной психологии СССР в 1960-х гг. категория «личность» была недостаточно теоретически разработанной ...
Субъекты и участники конфликта
Понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.
Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или ...