Изучение личности осужденного.Страница 1
Сотрудники психологической службы осуществляют изучение личности осужденных и оказывают им психологическую помощь. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется с их согласия.
В пенитенциарной психологии СССР в 1960-х гг. категория «личность» была недостаточно теоретически разработанной. Психологи придерживались структурного подхода к пониманию личности, и личность понималась как биосоциальное существо. В 1980-90-е годы активное развитие получили идеи ценностно-нормативного подхода к изучению личности преступника, разработанного А.Р. Ратиновым (1980), а также эмпирический подход, основанный на использовании многостороннего изучения личности (16-PF и MMPI), акцентуаций характера у осужденных (В.И. Кашкаров, 1977; В.Ф. Десятников, Г.Р. Трофимов, В.Г. Козюля, 1981 и др.). Сегодня все более актуализируется разработка психодиагностических средств, используемых одновременно для диагноза и последующей коррекционной работы с осужденными, в том числе с лицами, имеющими психические аномалии (Л.С. Саблина, 1997; Н.В. Васильева, 1998, И.А. Кудрявцев, Н.А. Ратинова, 2001 и др.). В связи с тем, что среди осужденных возросла доля лиц, имеющих длительные и пожизненные сроки наказания, причем обладающих аддиктивными зависимостями (наркомания, алкоголизм и др.), и ВИЧ-инфекцированных, актуализируется необходимость проведения со стороны пенитенциарных психологов соответствующих дифференциально-сравнительных и социально-психологических исследований.
Значительный вклад в разработку принципов и методики изучения личности и групп осужденных внесли: Ю.А. Алферов, И.П. Башкатов, М.Г. Дебольский, В.Г. Деев, А.Г. Ковалев, В.Ф. Пирожков, В.М. Поздняков, К.К. Платонов, Е.А. Саблина, А.Н. Сухов, А.И. Ушатиков и др. Программы исследования включали две части: методологическую и процедурную. В качестве узловых оснований были обоснованы принципы: 1) активного и целеустремленного изучения; 2) сбора опосредованных психических проявлений личности и групп осужденных; 3) объективности; 4) динамичного подхода к изучению; 5) принцип всесторонности; 6) единства процессов изучения и коррекции личности. В процедурном плане первоначальный этап психодиагностики совпадал с периодом адаптации осужденного; второй этап - с основным этапом отбывания наказания; третий этап включал в себя анализ результатов исследования, их интерпретацию и обобщение.
В практике психологов пенитенциарных учреждений широко применялись программы изучения личности, разработанные К.К. Платоновым, И.П. Башкатовым, В.Ф. Пирожковым, В.Г. Деевым, Л.А. Высотиной, В.Д. Лутанским и другими. В их рамках для диагностики личности и среды осужденных использовались: методы наблюдения и эксперимента, беседы и анализ личного дела, контент-анализ документов, биографический метод, анализ продуктов деятельности, метод независимых характеристик, тесты. В последнее десятилетие на репрезентативных выборках осужденных произведена стандартизация разноплановых тестов: Айзенка, Спилберга, Кэттелла, MMPI, Розенцвейга, Люшера, ТАТ, Равена, Роршаха, Сонди, СЖО, Шмишека и др. (Ю.А. Алферов, Д.А. Арсентьев, И.Б. Бойко, В.П. Голубев, В.Г. Деев, Е.Н. Казакова, Т.В. Калашникова, В.Г. Козюля, А.И. Мокрецов, А.И. Папкин, В.Ф. Пирожков, Ю.В. Славинская, В.В. Яковлев). Опыт их применения показал необходимость использования комплекса указанных методик, а также разработанных пенитенциарными психологами ряда оригинальных методов: пространственно-знаковой социометрии (В.В. Пирожков, 1993); метода социографического изучения неофициальной структуры осужденных (В.Н. Казанцев), метода контактных наблюдений (И.В. Шмаров, А.И. Мокрецов), анализа личных документов (М.Г. Дебольский) и др.
В рамках активно развивающейся в УИС России психологической службы использование методов изучения личности и среды осужденных осуществляется в нескольких направлениях: а) составление психологических характеристик (портретов) осужденных; б) прогноз поведения отдельных (группы) осужденных; в) для психокоррекции поведения осужденных (группы); г) разработка рекомендаций по индивидуализации исправительных воздействий.
Таким образом, личность осужденного - ключевая область пенитенциарно-психологических исследований.
Одним из основных вопросов, который встает при исследовании – чем отличается личность преступника (осужденного) от других граждан, в чем специфика его поведения, что побуждает конкретного человека совершать преступление.
Исходя из имеющегося опыта исследований, нельзя утверждать, что преступное поведение является результатом только лишь негативного влияния среды, окружающего мира, а сам человек ни при чем. То есть, внешние условия не напрямую порождают преступное поведение.
Развиваясь, личность рано или поздно становится самостоятельным и активным фактором, который может избирательно реагировать на воздействия среды. То есть человек начинает выбирать или усваивать только те стимулы, которые в наибольшей степени соответствуют его психологической природе. Человек как личность – это продукт не только средовых воздействий, но и результат собственного развития. Так, два человека, будучи воспитанными в одинаковых условиях, в одной социальной среде могут проявлять себя в общении, поведении, способностях совершенно по-разному.
Модификации теста
Р. Кэттеллом и его сотрудниками, помимо двух основных форм опросника (А и В), разработаны формы С, D и Е. Формы С и D сокращенные, по 105 заданий, и предназначены для лиц, имеющих более низкий уровень образования. Форма Е используется для обследования тех, кто малограмотен (в 1985 г. опубликованы нормы для заключенных, культурно неприсп ...
Мотивы самоутверждения
Потребность в самоутверждении — важнейшая потребность, стимулирующая широчайший спектр человеческого поведения. Она проявляется в стремлении человека утвердить себя на социальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях.
Утверждение личности на социальном уровне означает стремление к завоеванию социального статуса, т. е. к ...
Межличностные отношения в школе. Обеспечение позитивных
межличностных отношений в школьном классе
Любая группа людей имеет свою социально-психологическую структуру. С точки зрения социометрии структура выглядит так: звезды, предпочитаемые, не предпочитаемые – выделяется несколько кругов. В повседневной речи педагогов и научной литературе для описания отношений в группах учащихся часто используются такие понятия как «лидер», «предпоч ...