Обработка данных
Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - указывается в "ключе " рядом с номером суждения в скобках.
Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома. В соответствии с "ключом " осуществляются следующие подсчеты:
1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов "выгорания ",2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования "выгорания ",3) находится итоговый показатель синдрома "эмоционального выгорания " - сумма показателей всех 12-ти симптомов.
"НАПРЯЖЕНИЕ "
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:
+1 (2),+13 (3),+25 (2),-37 (3),+49 (10),+61 (5),-73 (5)
2. Неудовлетворенность собой:
2 (3),+14 (2),+26 (2),-38 (10),-50 (5),+62 (5),+74 (3)
3.4Загнанность в клетку ":
+3 (10),+15 (5),+27 (2),+39 (2),+51 (5),+63 (1),-75 (5)
4. Тревога и депрессия:
+4 (2),+16 (3),+28 (5),+40 (5),+52 (10),+64 (2),+76 (3)
"РЕЗИСТЕНЦИЯ "
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реа-
гирование:
+5 (5),-17 (3),+29 (10),+41 (2),+53 (2),+65 (3),+77 (5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация:
+6 (10),-18 (3),+30 (3),+42 (5),+54 (2),+66 (2),-78 (5)
3. Расширение сферы экономии эмоций:
+7 (2),+19 (10),-31 (2),+43 (5),+55 (3),+67 (3),-79 (5)
4. Редукция профессиональных обязанностей:
+8 (5),+20 (5),+32 (2),-44 (2),+56 (3),+68 (3),+80 (10)
"ИСТОЩЕНИЕ "
1. Эмоциональный дефицит:
+9 (3),+21 (2),+33 (5),-45 (5),+57 (3),-69 (10),+81 (2)
2. Эмоциональная отстраненность:
+10 (2),+22 (3),-34 (2),+46 (3),+58 (5),+70 (5),+82 (10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация):
+11 (5),+23 (3),+35 (3),+47 (5),+59 (5),+72 (2),+83 (10)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:
+12 (3),+24 (2),+36 (5),+48 (3),+60 (2),+7,2 (10),+84 (5)
Интерпретация результатов. Предложенная методика
дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания ". Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов - не сложившийся симптом,
10-15 баллов - складывающийся симптом,
16 и более - сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания ". Методика позволяет увидеть ведущие симптомы " выгорания ". Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - "напряжение ","резистенция " и "истощение ". В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
36 и менее баллов - фаза не сформировалась;
37-60 баллов - фаза в стадии формирования;
61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания ", можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: какие симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается "истощение "; объяснимо ли "истощение " (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику "выгорания ", или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное "выгорание " не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Изоморфизм физического, физиологического и феноменального
полей.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (гештальтизм) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. Выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Она выступила против выдвинутого психологией структурной принципа расчленения сознания на элемент ...
Притеснение детей
Родители, применяющие против своих детей физическую силу, оказывают разрушительное воздействие на них как эмоционально, так и физически. Некоторые дети погибают от жестокого обращения; другие на всю жизнь остаются искалеченными. Ненависть, направленная на ребёнка, мучает и страшит его, оставляя в душе глубокие, незаживающие раны. В резу ...
Место коллектива в
развитии личности. Психологические условия организации совместной деятельности
детей
Важным элементом учебного процесса является ученический коллектив как объект обучающего воздействия учителя и субъект познания. Процесс коллективного познания совершается поэтапно. В сущности, он адекватен процессу индивидуального познания, но по педагогической организации, формам и методам работы коллективное познание следует своей осо ...