Общие теоретические основы исследования социально-психологической
готовности. Обобщение исследования
социально-психологической готовности к труду в современной, отечественной и
зарубежной психологиСтраница 3
Традиции изучения социально-психологических установок сложились в западной социальной психологии, в которой для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», который в литературе на русском языке переводится либо как «социальная установка», либо употребляется как калька с английского (без перевода) «аттитюд». Для термина «установка» в том смысле, который ему придавался в школе Д. Н. Узнадзе, существует другое обозначение в английском языке - «set». В психологическом словаре под общей редакцией А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского дается определение установки как "готовности, предрасположенности субъекта, возникающей при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающей устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту" [25]. В словаре социально-психологических понятий под редакцией Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова это понятие раскрывается следующим образом: "Установка социальная - готовность к определенному виду социальной активности, ориентация на какую-либо ценность, отношение к чему-либо или кому-либо" [13]. Данной проблеме в отечественных и зарубежных исследованиях уделяют большое внимание Л. А. Надирашвили, А. Г. Асмолов, Г. М. Андреева, В. А. Ядов, П. Н. Шихирев, В. С. Магун, Г. Олпорт, К. Обуховский, Д. Майерс и другие. Исторически первичными были определения аттитюда через его функции, а именно как регулятора поведения, деятельности человека. Рассмотрев семнадцать различных дефиниций, Г. Олпорт пришел к выводу, что существует "единая нить, проходящая через все эти отличающиеся друг от друга определения. Так или иначе, каждое из них рассматривает в качестве существенной характеристики аттитюда готовность к реакции. Аттитюд - это нечто зарождающееся, подготовительное, начальное, нежели явное, завершенное. Это не поведение, а его предпосылка" [23].
Д. Майерс установку рассматривает как "благоприятную или неблагоприятную оценочную реакцию на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении" [20]. Развивая подход к установке с точки зрения теории деятельности, А. Г. Асмолов описывает установку в качестве "стабилизатора деятельности " или "фактора энергии поведения", что является указанием на ее функцию [3].
П. Н. Шихирев предлагает выделение трех структурных компонентов социальной установки: аффективный (общее чувство симпатии или антипатии относительно какого-либо реального или символического объекта), когнитивный (осознание аффективного компонента, выражающееся в мнении или убеждении относительно данного объекта) и, наконец, поведенческий (вербальная реакция, как выражение осознанного аффективного компонента или невербальная реакция, то есть реальные действия, направленные на данный объект) [33, с. 293].
А. Г. Асмолов рассматривает установочную регуляцию деятельности, выделяя операциональный, целевой, смысловой уровни. Под операциональной установкой им понимается «готовность к осуществлению определенного способа действия, который возникает в ситуации разрешения задачи на основе учета условий наличной ситуации и предвосхищения этих условий, опирающейся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях» [3, с. 84]. Под целевой установкой автор понимает «готовность субъекта совершить прежде всего то, что сообразно стоящей перед ним цели, которая возникает после принятия определенной задачи» [3, с. 76]. По его мнению, ведущим уровнем установочной регуляции деятельности является уровень смысловых установок, который «актуализируется мотивом деятельности и представляет собой форму личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности» [3, с. 62-63].
Маркова А. К. определяет, что профессионализация, включающая в себя в том числе и психологическую готовность, как многоканальный процесс идет сразу по нескольким направлениям. У нее через обучение и воспитание формируется мотивационная и операциональная сферы. Психологическую готовность к профессиональной деятельности в таком случае характеризует динамика изменений в мотивационной сфере личности, формирования в ней профессионально значимых установок, изменение ценностно – смысловой структуры мировосприятия личности[21].
Согалаев В.В. отмечает что в структуру психологической готовности входят мотивационный, ориентационный, эмоционально-волевой, личностно-операциональный и оценочно-рефлексивный компоненты [31].
Понятие деятельности.
Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву. Деятельность как условие развития.
Навыки, умения, привычки и их роль в освоении деятельности
Деятельность – совокупность действий, выполняющих определенную функцию. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в которой реально выявляются свойства личности.
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, в ...
Особенности взаимоотношений детей и родителей
Большое значение для воспитательного потенциала семьи имеют такие ее составляющие, как образовательный уровень родителей, общая культура, педагогическая активность, умение устанавливать добрые отношения со всеми окружающими, структурный тип семьи, возраст отца и матери.
Различают три основных стиля: авторитарный, демократический и либе ...
Сфера мотивационная. Особенности развития
мотивационнои сферы в среднем возрасте
Большинство людей, вступивших в средний возраст, то есть в период от 40 до 60 лет, вполне осознают, что они уже не молоды. Тем не менее это обстоятельство их нисколько не смущает — они считают, что находятся теперь «в цвете лет». Их физическая активность несколько снижается, но опыт и знание своих возможностей позволяют им продолжать до ...