Воздействие постгипнотических внушений и сигналовСтраница 1
После транса Джоан очнулась свежей и бодрой. Она помнила все слова врача, и все, что она сама говорила и думала. Ей хотелось похудеть с помощью гипноза. Психолог помог Джоан перебрать ее детские воспоминания, чтобы понять, что пища служила ей средством успокоить тревоги и душевный сумбур.
Ознакомившись с техникой самогипноза, Джоан сделала себе внушение в трансе, что как только ей захочется снова войти в транс, ей надо закрыть глаза и представить большой желтый воздушный шар, наполненный горячим воздухом, затем отсчитать от пяти до единицы, и она погрузится в транс.
В тот же вечер она попробовала проделать это дома. Представила желтый шар и едва успела досчитать до единицы, как почувствовала расслабление и легкое онемение в одной руке “верный признак наступающего транса.
Можно использовать любой образ. Что касается Джоан, то когда-то в детстве ее взяли на карнавал и там она летала на большом желтом воздушном шаре. Правда, он был закреплен на канате и поднялся метров на тридцать, но все равно это было замечательное приключение, которое Джоан запомнила на всю жизнь.
В этом примере постгипнотическими сигналами послужили желтый шар и обратный счет. Они и запустили в действие необходимую реакцию и помогли Джоан быстро войти в транс, поскольку напомнили ей о том захватывающем состоянии восторга, ощущения неизведанного и ожидания чего-то прекрасного, что она испытала в детстве.
Это “внушение, сделанное человеку в состоянии транса, чтобы побудить его к какому-либо действию или реакции вне состояния гипноза. Приведем еще раз пример с Джоан. С помощью яркого детского воспоминания о полете на воздушном шаре ей удалось восстановить то же радостное душевное состояние. Наверняка и в вашей памяти найдется немало замечательных моментов и событий, как отдаленных так и не очень, которые могут послужить материалом для постгипнотических внушений.
Постгипнотическим сигналом является любое действие, мысль, слово, образ или событие, которые вызывают реакцию на постгипнотическое внушение вне состояния гипноза. В качестве такой реакции может быть действие, ощущение или внутреннее физическое изменение.
Например, находясь на работе, Джоан почувствовала усталость или раздражение. Достаточно ей взглянуть на стенные часы, как к ней приходит успокоение. В ее уме формируется ассоциативный образ: раскручивающаяся заводная пружина “это ослабевающее напряжение. Этот постгипнотический сигнал она внушила себе, когда проводила сеанс самогипноза, и теперь в бодрствующем состоянии он вызывает в ней то же ощущение покоя и расслабления, которое она испытала во время сеанса.
С их помощью вы значительно расширяете возможности самогипноза, воздействуя на свои поведенческие стереотипы и реакции в любое время, а не только во время сеансов.
Постгипнотические внушения активизируют подсознание и оно, опираясь на положительные воспоминания и ваши прошлые успехи, вызывает действие или ответную реакцию, которую вы запрограммировали во время сеанса самогипноза.
Допустим, во время сеанса вы поставили целью расслабление и снижение стрессового воздействия на вашу нервную систему. Вы спокойны и расслаблены в трансе. Но что делать, когда стрессовая ситуация возникает на работе? Дыхание у вас ускоряется, сердце колотится. Ведь не скажешь начальнику: “Погодите, пожалуйста, мне надо ненадолго войти в транс. Я скоро вернусь”.
Но если ранее, находясь в трансе, вы установили для себя постгипнотический сигнал, вы сможете справиться с напряжением незаметно для окружающих.
Например, во время гипноза вы связали реакцию расслабления с глубоким дыханием, которое будет отныне для вас сигналом. В случае необходимости вы сможете в любое время снять напряжение с помощью нескольких дыхательных упражнений.
Во время сеанса вы можете также дать себе установку, что в стрессовой ситуации вам достаточно только разогнуть скрепку, чтобы справиться с раздражением. Ваши взвинченные нервы расправятся так же, как вы расправляете скрепку.
Резюме
Таким образом, мы рассмотрели в первом разделе основные теоретические положения проблемы социально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ. Мы проанализировали проблему социально-психологической готовности к труду в контекстах коммуникативных навыков, а также социально-психологических установок и мотивационно-ценностных ориен ...
Задание 5
Дайте понятие о воле. Опишите структуру сложного волевого действия.
Воля—сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это качество сознания и деятельности возникло с появлением общества, труда. Воля является важным компонентом психики человека, неразрыв ...
Эмоциональное общение со взрослым как ведущая
деятельность младенца
Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение со взрослым.
Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое ...