Вхождение в трансСтраница 2
Старайтесь не прерывать поток подобных внушений, можете несколько раз повторять одно и то же. И все же старайтесь разнообразить словесное оформление своих внушений, целью которых является фиксация взгляда на определенном предмете, расслабление и желание смежить веки.
Постоянное повторение внушений и неизменная направленность взгляда вскоре приведут к тому, что вам захочется закрыть глаза. Не тревожьтесь, если они остаются открытыми по прошествии 10”15 минут, тихонько прикройте их сами.
Когда глаза закроются, продолжайте внушать себе состояние покоя и расслабленности. Можете использовать технику постепенной релаксации, образность действия и образность результата при формулировке своих внушений.
До сих пор мы говорили о расслаблении как главном условии для вхождения в транс. Однако в гипнотическое состояние можно войти и без расслабления. Если физическая усталость и нервное напряжение не дают вам расслабиться, можно войти в транс, отталкиваясь от вашей тревоги.
В своей книге “Работа в трансе” (1990) психолог Майкл Япко предлагает использовать тревожное состояние для вхождения в транс. Вы принимаете как данность ваше внутреннее состояние, будь то тревога, опасение или даже скепсис. Главное “не критикуйте и не упрекайте себя.
Попробуйте вспомнить какой-нибудь момент в вашей жизни, когда вам было как никогда покойно и хорошо, и ничто вокруг не могло испортить вашего настроения.
С помощью этой техники самогипноза ваше обостренное внимание отвлекается на какое-то прошлое ощущение комфорта, покоя и отрешенности от всего окружающего. Ваш организм с помощью своих физиологических средств постарается воссоздать это пережитое когда-то состояние.
Другую методику предлагает Эрнест Росси (1976), который описывает, как Милтон Эриксон использовал возбужденное состояние клиента для введения его в транс. В своей книге “Реальности гипноза” (1976) Росси описывает, как Эриксон предложил крайне нервозному пациенту сосредоточить внимание на циферблате часов:
“Пристально следите за секундной стрелкой. Следуйте глазами за ее движением, пусть оно поглотит все ваше внимание. Глядя на стрелку, ощутите, как напряжение трепещет во всем вашем теле, как оно кружится и вертится, словно колесики в механизме часов, или переливается по всем жилам, как электрический ток.
“Заведите себя до полной сосредоточенности и, пристально глядя на часы, приветствуйте любую постороннюю мысль, что навестит вас. Ваше сердце бьется в ускоренном ритме, возможно, даже совпадающем с движением секундной стрелки. Прислушайтесь к этому ритму и, возможно, он заворожит вас”.
Внушения легче проникают в подсознание, если придать им живую образность. Воображение и образное мышление тесно связаны с подсознанием, и их по праву можно назвать языком подсознания. Дайте себе полностью погрузиться в свои воображаемые картины и ощущения. Чем дальше вы отойдете от осознанных, рациональных и логических мыслей, тем скорее почувствуете благотворное воздействие самогипноза.
Приведенные ниже метафоры и ассоциации являются лишь примерными направлениями, в которых вам следует развивать свое воображение. Начав с внушения закрыть глаза и расслабиться, вы перейдете к образному видению по типу того, что мы предлагаем ниже. В качестве материала для внушений вы можете использовать свой жизненный опыт, воспоминания, прочитанные книги, картинки из журналов или кадры из телепередач, с которыми ассоциируется состояние расслабления. Можете подготовить образные внушения заранее, до сеанса. Например:
Индивидуальные различия памяти.
Несмотря на многочисленные и многолетние исследования, которые проводятся психологами, и нейрофизиологами, физиологические механизмы памяти все еще малоизученны.[8] В основе памяти лежат ассоциации (связи ). Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. С физиологической точки зрения ассоциация пр ...
Методический инструментарий
В работе мы использовали несколько методик. Одной из них был тест, предназначенный для диагностики мотивационной направленности личности на достижение успеха
Анкета представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраж ...
Факторы социализации
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все из них выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, ...