Кеттелл, Рэймонд Бернард (Cattell,
Raymond Bernard)Страница 1
Родился:
1905, Хилл Топ, Стаффордшир, Англия.
Умер:
1998.
Интересы
: клиническая психология, экспериментальная психология, личностная и социальная психология, психология образования, психометрика.
Образование:
бакалавр, Лондонский университет, 1924; доктор философии, Лондонский университет, 1929; доктор наук, Лондонский университет, 1939.
Профессиональная деятельность:
заслуженный профессор, факультет профессиональной психологии Иллинойского университета; член АРА, стипендия Дарвина, 1935; премия Веннера Грена Ныо-Йоркской Академии наук, 1950; президент Общества мультивариантной экспериментальной психологии, 1961; BPS, почетный член, 1981-; награда АРА по психометрике, 1983; награда Департамента США по вопросам образования "За достигнутые успехи", 1984; редактор-консультант Multivariate Behavioral Research; co-редак-тор Multivariate Experimental Clinical Research; консультанта в различных журналах.
Основные тесты:
«Шестнадцать личностных факторов» опросник
(sixteen personality factor questionnaire, 16 PF) 1950.
Культурно-свободный интеллекта тест
(Culture-Fair Intelligence Test, CFIT) 1958.
Основные
публикации
:
1928
The significance of the actual resistance in GSR experiments. British Journal of
Psychology, 19,34-48.
1936
Is material intelligence declining? Eugene review, 27,18-203.
1944
An objective
text of character and temperament. Journal of Social Psychology.19,99-114.
1950
The main personality factors in questionnaire material. Journal of Social Psychology,31, 3-38.
1951
P-technique: A new method for analysing personal motivation. Transactions of the New York Academy of Sciences, 14,29-34.
1952
A confirmation of the ergs and self sentiment patterns among dynamic traits by R technique. British Journal of Psychology, 43,280-294.
I960
The multiple abstract variance
analysis
equations and solutions. Psychological
Review, 67,353-372.
1966
Refinement and test of the theory
of fluid
and crystallized intelligence. Journal of Educational Psychology, 57,253-270.
1971
Abilities: Their Structure, Growth and Action. Houghton Mifflin.
1971
Estimating modulation
indices and state
liabilities. Multivariate Behavioral Research,
6,7-32.
1973
Personality and Mood by Questionnaire. Jossey-Bass.
1979
Personality and Learning Theory, vols 1 and 2. Springer-Verlag.
1979
Ethics and the social sciences — the Beyondist Solution. Management Science Quarterly, 19.298-310.
1982
The Inheritance of Personality and Ability. Academic Press.
1987
Beyondism: Religion from Science. Praeger. 1987 Intelligence: Its Structure, Growth and Action. North Holland.
1990
Advances in Cattellian personality theory. In L. A. Pervin (ed.), Handbook of Personality: Theory and Research. Guilford Press.
1992
Human motivation objectively, experimentally analysed. British Journal of Medical Psychology, 65,237-243.
1994
Finding personality structure when ipsative Measurements are the unavoidable basis of the variables. American Journal of Psychology, 107,261 -274 (with J. Brennan).
Рэймонд Б. Кеттелл был вторым из трех сыновей, его отец и дед владели несколькими заводами. К 19 годам он получил ученую степень по химии. Позднее он познакомился с творчеством сэра Сирила Барта; это повлияло на его решение изучать психологию. После защиты докторской диссертации он получил место преподавателя в Эксетерском университете и в 1932 стал директором Городской политехнической клиники Лейчестера, Англия. В 1937Э. Л. Торндайк предложил ему место научного сотрудника, а на следующий год Г. С. Холл — должность профессора в университете Кларка. В 1941 он отправился читать лекции в Гарвардский университет, где познакомился с Оллпортом, Мюрреем и другими. Три года спустя ему предложили место профессора-исследователя в Иллинойском университете. Позднее он стал профессором в Гавайском университете.
Рэймонд Кеттелл внес фундаментальный вклад
в наше понимание теории свойств личности.
Он строит дифференцированную сложную систему описания личности, используя для объяснения поведения лишь диспозициональные переменные, но не функциональные. Скрытая предпосылка этой формулы состоит в том, что мы не в состоянии дать полное определение личности до тех пор, пока не проясним те общие представления, которые предполагаем использовать в своих исследованиях.
Кеттелл выделяет три метода исследования личности
: бивариантный, мультивариантный и клинический. Кеттелл критикует бивариантный подход за то, что тот не учитывает всю совокупность сложных взаимоотношений между многими факторами, которая и составляет личность. Он считает клинический подход полезным, так как тот позволяет наблюдать важные моменты поведения по мере их возникновения. Сочетание мультивариантного и клинического подходов позволяет описать и подойти к пониманию сложных моделей поведения.
О первом круге желаемого общения.
В этот наиболее важный для ребенка круг входят те одноклассники, которые являются для него объектом устойчивого выбора, - те, к кому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение. Если среди них есть те, кто, в свою очередь, симпатизирует данному школьнику, тогда их объединяет взаимная связь. У некоторых учеников вообще мо ...
Подготовка деловых переговоров
Успех переговоров всецело зависит от того, насколько хорошо вы к ним подготовились. До начала переговоров необходимо иметь разработанную их модель:
° четко представлять себе предмет переговоров и обсуждаемую проблему. Инициатива на переговорах будет у того, кто лучше знает и понимает проблему;
° обязательно составить примерную програм ...
Эмпирическое исследование социально-психологической готовности к труду
выпускников ПТУ. Планирование исследования
Исходя из теоретического анализа психологической литературы по данной проблеме мы предполагаем, что: в ходе профессионального становления, во время обучения в ПТУ, происходит изменение мотивационной сферы студентов и переосмысления основных терминальных ценностей и это является показателем психологической готовности к профессиональной д ...