Кеттелл, Рэймонд Бернард (Cattell,
Raymond Bernard)Страница 1
Родился:
1905, Хилл Топ, Стаффордшир, Англия.
Умер:
1998.
Интересы
: клиническая психология, экспериментальная психология, личностная и социальная психология, психология образования, психометрика.
Образование:
бакалавр, Лондонский университет, 1924; доктор философии, Лондонский университет, 1929; доктор наук, Лондонский университет, 1939.
Профессиональная деятельность:
заслуженный профессор, факультет профессиональной психологии Иллинойского университета; член АРА, стипендия Дарвина, 1935; премия Веннера Грена Ныо-Йоркской Академии наук, 1950; президент Общества мультивариантной экспериментальной психологии, 1961; BPS, почетный член, 1981-; награда АРА по психометрике, 1983; награда Департамента США по вопросам образования "За достигнутые успехи", 1984; редактор-консультант Multivariate Behavioral Research; co-редак-тор Multivariate Experimental Clinical Research; консультанта в различных журналах.
Основные тесты:
«Шестнадцать личностных факторов» опросник
(sixteen personality factor questionnaire, 16 PF) 1950.
Культурно-свободный интеллекта тест
(Culture-Fair Intelligence Test, CFIT) 1958.
Основные
публикации
:
1928
The significance of the actual resistance in GSR experiments. British Journal of
Psychology, 19,34-48.
1936
Is material intelligence declining? Eugene review, 27,18-203.
1944
An objective
text of character and temperament. Journal of Social Psychology.19,99-114.
1950
The main personality factors in questionnaire material. Journal of Social Psychology,31, 3-38.
1951
P-technique: A new method for analysing personal motivation. Transactions of the New York Academy of Sciences, 14,29-34.
1952
A confirmation of the ergs and self sentiment patterns among dynamic traits by R technique. British Journal of Psychology, 43,280-294.
I960
The multiple abstract variance
analysis
equations and solutions. Psychological
Review, 67,353-372.
1966
Refinement and test of the theory
of fluid
and crystallized intelligence. Journal of Educational Psychology, 57,253-270.
1971
Abilities: Their Structure, Growth and Action. Houghton Mifflin.
1971
Estimating modulation
indices and state
liabilities. Multivariate Behavioral Research,
6,7-32.
1973
Personality and Mood by Questionnaire. Jossey-Bass.
1979
Personality and Learning Theory, vols 1 and 2. Springer-Verlag.
1979
Ethics and the social sciences — the Beyondist Solution. Management Science Quarterly, 19.298-310.
1982
The Inheritance of Personality and Ability. Academic Press.
1987
Beyondism: Religion from Science. Praeger. 1987 Intelligence: Its Structure, Growth and Action. North Holland.
1990
Advances in Cattellian personality theory. In L. A. Pervin (ed.), Handbook of Personality: Theory and Research. Guilford Press.
1992
Human motivation objectively, experimentally analysed. British Journal of Medical Psychology, 65,237-243.
1994
Finding personality structure when ipsative Measurements are the unavoidable basis of the variables. American Journal of Psychology, 107,261 -274 (with J. Brennan).
Рэймонд Б. Кеттелл был вторым из трех сыновей, его отец и дед владели несколькими заводами. К 19 годам он получил ученую степень по химии. Позднее он познакомился с творчеством сэра Сирила Барта; это повлияло на его решение изучать психологию. После защиты докторской диссертации он получил место преподавателя в Эксетерском университете и в 1932 стал директором Городской политехнической клиники Лейчестера, Англия. В 1937Э. Л. Торндайк предложил ему место научного сотрудника, а на следующий год Г. С. Холл — должность профессора в университете Кларка. В 1941 он отправился читать лекции в Гарвардский университет, где познакомился с Оллпортом, Мюрреем и другими. Три года спустя ему предложили место профессора-исследователя в Иллинойском университете. Позднее он стал профессором в Гавайском университете.
Рэймонд Кеттелл внес фундаментальный вклад
в наше понимание теории свойств личности.
Он строит дифференцированную сложную систему описания личности, используя для объяснения поведения лишь диспозициональные переменные, но не функциональные. Скрытая предпосылка этой формулы состоит в том, что мы не в состоянии дать полное определение личности до тех пор, пока не проясним те общие представления, которые предполагаем использовать в своих исследованиях.
Кеттелл выделяет три метода исследования личности
: бивариантный, мультивариантный и клинический. Кеттелл критикует бивариантный подход за то, что тот не учитывает всю совокупность сложных взаимоотношений между многими факторами, которая и составляет личность. Он считает клинический подход полезным, так как тот позволяет наблюдать важные моменты поведения по мере их возникновения. Сочетание мультивариантного и клинического подходов позволяет описать и подойти к пониманию сложных моделей поведения.
Теория адаптации и самоадаптации. Понятие об адаптации
и самоадаптации
Адаптация психическая – психические явления, выражающиеся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.
Адаптация социальная - 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав не ...
Обобщение и анализ методов исследования социально-психологической
готовности к труду выпускников ПТУ
О.С. Гребенюк, изучая формирование готовности к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ, выделил уровни развития мотивации учебно-трудовой деятельности:
I уровень (низкий) характеризуется малочисленными положительными мотивами учебной и трудовой деятельности. В основном это мотивы избегания неудобств, дискомфор ...
Психологические защиты высшего (вторичного) уровня
Поскольку любой психологический процесс может быть использован в качестве защитного механизма, никакой обзор или классификация защит не может считаться полной. По этой же причине любая селекция защитных операций из круга существующих возможностей оказывается произвольной. Мы выбрали для описания высшие ( или, как еще называют в специаль ...