Характеристика стратегий поведения в конфликте
Страница 1

Другая психология » Типы поведения участников конфликтной ситуации » Характеристика стратегий поведения в конфликте

Широкое распространение в конфликтологии получила разработан-ная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий пове¬дения личности в конфликтном взаимодействии. Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. В основе этой моде¬ли лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и ин¬тересы противоположной стороны (10, с. 54). Согласно модели, конфликтное поведение выстраивается в пространстве, заданном системой координат, где: по вертикальной оси указывается степень настойчивости в удовлетворении собственных интересов, представляемая как важность результатов; по горизонтальной оси – степень уступчивости в удовлетворении интересов других партнеров, представляемая, как важность отношений.

Минимальная (нулевая) заинтересованность по обеим осям в точке пересечения образует стратегию избегания (ухода), максимальная по вертикальной оси – соперничество, по горизонтальной - приспособление, сочетание максимальной заинтересованности по обеим осям обеспечивает сотрудничество и серединное положение соответствует компромиссу (см. рис. 1.).

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиг¬раю…?, «Что я потеряю .?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника .?» и т. д. На основе такого анализа он созна¬тельно выбирает ту или иную стратегию поведения (избегание (уход), соперничество, приспособление, сотрудничество, компромисс). Оценка интересов в конфликте - это качественная характеристи¬ка выбираемого поведения. В модели Томаса - Киллмена оценка интересов соотно¬сится с количественными параметрами: низким, средним или высо¬ким уровнем направленности на интересы. На основе рассматриваемой модели важ¬но помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств: содержания предмета конфликта, ценности межличностных отношений, индивидуально-психологических особенностей личности (23, с. 61).

Соперничество.

Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, ис-ходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а инте¬ресов своего соперника - как низких (3, с. 163). Выбор стратегии соперничества в конечном итоге сводится к выбору: либо интереса борьбы, либо взаи¬моотношения. Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который ха¬рактерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она явля¬ется целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликт¬ной личности. И, во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. Нередко соперничество выбирается автоматически, без долгих раздумий, просто как эмоциональная реакция на неблагоприятное воздействие (18, с. 66).

Приспособление.

Человек, придерживающийся данной стратегии, стремится уйти от конфликта. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Чело¬век, принимающий стратегию приспособления, жертвует личными интереса¬ми в пользу интересов соперника (5, с. 111).

Страницы: 1 2 3


Исследование стресса юношей и девушек музыкальных и немузыкальных специальностей
Для исследования стресса использовалась методика « Диагностика состояния стресса», которая состоит из ряда вопросов. Испытуемому необходимо было выбрать номера тех вопросов, на которые он отвечает положительно. После, подсчитывается количество положительных ответов, каждому из которых присваивается 1 балл. Для каждой суммы баллов соотве ...

Трансактный анализ
Вторая половина семидесятых и восьмидесятые годы открыли трансактный анализ. Эта мировоззренческая концепция в нашей стране пришла из диссидентского движения. Сегодня трансактный анализ представляет собой один из классических вариантов современного психоанализа. Его развитие шло стремительно, ведь первое упоминание идей трансактного ан ...

Выводы по теоретической части
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в "зону бли ...