Вопрос готовности к школе шестилетних детей
Страница 1

Другая психология » Готовность к школьному обучению шестилетних детей » Вопрос готовности к школе шестилетних детей

В мировой педагогической практике опыт организации обучения детей с 5-6 лет известен на протяжении более полувека. В отечественной педагогике подобные исследований связаны с именами Ш.А.Амонашвили [1], В.С.Мухиной [50] и др., к середине 80-х гг. изложивших свое понимание проблемы обучения в школе начиная с шестилетнего возраста. Не подвергая сомнению принципиальные возможности обучения детей этого возраста, исследования педагогов, психологов и гигиенистов указывают на возникающие проблемы, связанные с целым рядом факторов биологического и социального порядка. Особенности онтогенеза детей 7-го года жизни таковы: интенсивное наращивание показателей морфофункционального развития происходит с 6,5 лет, что и послужило причиной изучения проблемы функциональной готовности детей к систематическому обучению, т.е. систем организма, которые непосредственно связаны с выполнением требований школы: высшей нервной деятельности, моторики, сформированности речи (Н.Н.Куинджи, 1978; Т.Н, Сорокина, 1975, 1978; Т.Ю.Вишневецкая, 1977).

В современной психолого-педагогической литературе указывается, что шестилетним ребенок считается от 5 лет 5 месяцев и 29 дней до 6 лет 5 месяцев и 29 дней [4;28;53; 57;66 и др.].

Установлено: среди детей от 6 до 6,5 лет число функционально незрелых составляет 32%, а к 7 годам оно снижается до 13% (М.В.Антропова, С.П.Ефимова, О.А.Лосева, 1976; С.М.Громбах, !981 и др.). В "школьной судьбе" учащихся, функционально не готовых к обучению, прослеживается две тенденции:

1) часть таких детей не справляется с учебной нагрузкой и формирует ряды отстающих и второгодников;

2) другая, особенно привлекающая внимание гигиенистов, выполняет требования школы, но ценой приобретения различных заболеваний.

Выявлено (Т.Ю.Вишневецкая, 1999): численность детей 6-ти летнего возраста, у которых биологический возраст соответствует паспортному, уменьшилось с 82,2% до 55,6%), а количество детей с замедленным развитием увеличилось в 3 раза. Кроме того, отмечено увеличение числа детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием (до 26,5%). Диагностика готовности к систематическому обучению показала: только 18,5% шестилеток являются "зрелыми", 49,3% - "среднезрелыми" и 32,2% - "незрелыми". Процент не готовых к систематическому обучению детей увеличился почти в 5 раз.

Из социальных факторов проблемными для здоровья и физического развития 6-летних детей являются условия их обучения. Выявлено, что школьное обучение негативно влияет на физическое развитие и показатели здоровья учащихся 6-летнего возраста по сравнению с их обучением в условиях детского сада (Н.К.Барсукова, 1984; М.В.Антропова с соавт., 1997). Так, отсутствие в школьном режиме 6-летних детей дневного сна отрицательно отражается на их физическом развитии: основные его показатели (рост, вес, становая сила) намного выше в группе детей с дневным сном (Л.Ф.Бережков с соавт., 1983).

Ребенок шести-семи лет может вырастать за год на 10 - 12 см, прибавление массы за то же время 2 - 2,5 кг. При этом в течение учебного года они растут неравномерно, буквально "вытягиваясь" за летние месяцы, когда снижаются нагрузки и улучшается структура питания. Меняются пропорции тела, приближаясь к пропорциям тела взрослых. Интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры), меняется ее внутреннее строение. Поскольку процессы окостенения еще не закончены, очень велика опасность нарушения осанки. Ребенку трудно удерживать статические позы и поэтому он стремится опереться грудной клеткой на край стола при чтении или письме.

При хорошем в целом развитии крупных мышц туловища и конечностей из-за несовершенства мелких мышц, связок, наличия большого количества хрящевых соединений в запястьях, неполного окостенения фаланг пальцев ребенку трудно подолгу писать. Хорошо справляясь с бегом, прыжками, катанием на коньках, умея выполнять все виды движений, шестилетний школьник не может также успешно выполнять мелкие и точные движения пальцев и кистей рук.

Статические позы для него тяжелы еще и потому, что мышцы спины развиты слабее, поэтому тяжелый портфель в одной руке или неправильная поза в процессе учебной работы могут привести к существенным функциональным отклонениям и нарушению осанки.

Не только кости и мышцы, но и нервная регуляция движений далека от совершенства. Основной контроль движения у шестилеток осуществляется на основе зрения. Они должны прослеживать всю траекторию движения от начала до конца. Специфические трудности этого периода связаны с требованиями к графическим умениям, недостаточно сформированным в дошкольном детстве, поэтому рисовать параллельные линии, выдерживать "наклон" букв. Легче писать крупные буквы [3;21;44;60 и др.].

Страницы: 1 2 3


Понятие деятельности. Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву. Деятельность как условие развития. Навыки, умения, привычки и их роль в освоении деятельности
Деятельность – совокупность действий, выполняющих определенную функцию. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в которой реально выявляются свойства личности. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, в ...

Понятие о мотивах и потребностях как побудителях деятельности. Классификация потребностей и мотивов
Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и ...

Введение.
Говоря о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у человека плохой характер или хороший, благородный и т. п. Мы говорим иногда в том же смыс ...