Теоретическое и методическое обоснование по организации работы по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшего дошкольного возраста. Особенности психического развития детей старшего дошко
Страница 4

Другая психология » Воспитание культуры поведения и дружеских чувств у детей старшего дошкольного возраста » Теоретическое и методическое обоснование по организации работы по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшего дошкольного возраста. Особенности психического развития детей старшего дошко

1. Истинная педагогическая заинтересованность.

2. Подавление детской инициативы.

3. Завышенные требования.

4. Заниженные требования.

5. Формальное отношение.

6. Неустойчивое отношение

Из перечисленных лишь первый тип отношения педагога к деятельности детей содействует формированию у дошкольников адекватной самооценки, а сам он авторитетен в глазах воспитанников.

В программе развития ребенка-дошкольника "Истоки" сформированы базисные характеристики личности.

Базисные характеристики личности многомерны и взаимосвязаны в составляющей неповторимую индивидуальность того или иного человека. К ним относятся: компетентность, креативность и неразрывно связанная с ней способность к инициативности; произвольность и самостоятельность, неотделимая от ответственности, безопасности и свободы поведения; и, наконец, самосознание личности и способность к самооценке.

Эти характеристики личности складываются в дошкольном детстве не одновременно и находятся в постоянном изменении и развитии. На каждом возрастном этапе они имеют свое содержание. При отсутствии условий, благоприятствующих своевременному становлению базисных характеристик личности, в дальнейшем могут возникнуть ее серьезные деформации. В связи с этим формирование этих характеристик является одной из главных задач педагога, воспитывающего ребенка-дошкольника.

Компетентность — важнейшая комплексная характеристика личности, включающая в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают достижения личностного развития ребенка.

Интеллектуальная компетентность означает сформированность интеллектуальных операций: умение выбирать соответствующую информацию, которая помогает строить новое действие; выполнять действие, чтобы достичь цели; пользоваться знаниями, извлеченными из успехов и неудач.

Старший дошкольник умеет анализировать возникшую ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи: спешил – нечаянно толкнул товарища; отобрал игрушку у сверстника – нарушил правила совместной игры и др.

Под языковой компетентностью подразумевается свободное выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий с помощью языковых (речевых и неречевых — жестовых, мимических, пантомимических) средств.

Особенно ярко языковая культура компетентность проявляется в культуре речевого общения. Знание "волшебных", "вежливых слов", умение выразить сочувствие обиженному, радость успеху товарища искренними словами свидетельствует о сформированности нравственно-ценностного словаря ребенка.

Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов:

• мотивационного, т. е. проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;

• когнитивного, познание другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменение настроения, эмоционального состояния и т.д.;

• поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.

Социально компетентный ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке, способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме. Социально компетентный ребенок способен избежать нежелательного общения. Он чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих, управляет своим поведением и способами общения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Коммуникативный подход
Исследователь психологических особенностей влияния А.Ю. Панасюк предложил разделять имидж на положительный и отрицательный. Причем отношение реципиента к объекту может сформироваться как осознанно, так и неосознанно. Оценка имиджа дается крайне субъективно, и при коррекции имиджа необходимо это учитывать. В то же время, отмечает автор: ...

Выводы
Проведенное исследование раскрывает не только личностные особенности юношей, девушек музыкантов и юношей и девушек не музыкантов, но и показывает особенности гендерных ролей, специфику различий гендерных ролей как музыкантов, так и не музыкантов, а также особенности взаимосвязи гендерных ролей с личностными особенностями. Обработка перв ...

Какой вред порождает нарциссизм?
При превращении объекта-либидо в Я-либидо может образоваться так называемый нарцисстический невроз. Тогда ставшее нарцисстическим либидо может не найти обратного пути к объектам, при этом нарушается подвижность либидо. Кажется, что скопление нарцисстического либидо сверх определенной меры нельзя вынести. Именно поэтому дело дошло до при ...