Условия воспитания культуры поведения и отношений
Страница 5

В ходе чтения юмористических произведений, например стихотворения С. Михалкова "Фома" или Г. Остера "Вредные советы", дети не только смеются над персонажами, попадающими в неловкое положение из-за их нежелания следовать установленным правилам, но и стремятся идентифицировать себя с положительным образом героя.

—Я так не делаю! Это стыдно!

— Если так делать, от тебя все ребята отвернутся!

Для стимуляции положительных поступков целесообразно использовать художественные произведения, в которых герой поступает в соответствии с нормами морали, например: Е. Пермяк "Чужая калитка", Э. Цурюпа "Неизвестный друг", В. Донникова "Канавка". [6]

Хорошую помощь окажет воспитателю и метод создания проблемных ситуаций, в которых ребенок встает перед необходимостью решать их на основе имеющихся представлений. Например, воспитатель ставит на стол конфеты, но их число меньше, чем число детей. Двоим детям конфет не хватит. Когда все взяли по конфете, двое растерянно смотрят на сверстников.

Так простая ситуация позволяет воспитателю понять мотивы поведения детей, оценить поступки, соответствие их моральным правилам, а также сложившийся опыт.

Очень полезно рассказывать детям про хорошие поступки сверстников, на которые они не обратили внимания.

Например: "Я видела, как на прогулке Саша упал и ушиб ногу. Когда дети вернулись с прогулки, Лена помогла ему снять обувь. Кто-то из ребят засмеялся: "Посмотрите, Лена — Сашина мама, раздевает его, как маленького". Но Лена сумела его убедить: "У него болит нога. Вот я ему и помогаю!"

Или: "Оля сидела на скамеечке и нанизывала рассыпавшиеся бусы. Вокруг бегали дети и могли помешать Оле. А Ира заметила и сказала: "Ребята, не бегайте здесь, вы можете толкнуть Олю, и у нее опять бусы рассыпятся". И мальчики вспомнили наше правило: когда играешь, надо выбрать такое место, чтобы не мешать другим. Илюша остановился и предложил помочь:

Может, тебе подержать нитку? Ведь одной неудобно!" Молодец! Друзьям надо помогать! И не тогда, когда попросят, а тогда, когда сам увидишь, что помощь необходима".

Таким образом, под влиянием растущего осознания значимости правил, и необходимости их выполнения поведение детей становится более организованным, повышается степень активности и самостоятельности, накапливается опыт эмоционально-нравственных отношений между ними за счет растущего эмпатийного отклика на переживания сверстника, повышается уровень нравственных мотивов, побуждающих к положительным поступкам.

Знание правил поведения не гарантирует достойное поведение ребенка. А. С. Макаренко писал, что между знанием как поступать и умением так поступать должна быть "канавка", заполненная опытом.

Опыт взаимодействия со сверстниками дети приобретают в деятельности, которая в старших группах чаще носит коллективный характер, поэтому формирование способов сотрудничества, организация совместной деятельности у детей являются условиями воспитания культуры поведения и отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Направленность в структуре личности. Виды направленностей
Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность - система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т. д.), определяющая поведение личнос ...

Стили поведения во внешнем конфликте
Американский психолог Р. Томас разработал систему классификации стилей поведения индивида в развертывающемся внешнем конфликте. В эту систему включены пять основных стилей: избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество и соперничество. Из перечисленных стилей только один — сотрудничество — является активным и эффективным в смысл ...

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Структура игры, ее развитие
Невозможность действовать как взрослый в реальном плане, невозможность реализовать желание в самостоятельном социальном поведении обусловливает появление деятельности в плане воображения. Так возникает игра. Заслуга культурно-исторического и психологического анализа детской игры в отечественной психологии принадлежит Д. Б. Эльконину[13 ...