Половая дифференциация. Методология половой дифференциации
Объективные трудности изучения половой дифференциации обусловлены тем, что исследователи неизменно оказываются в плену схемы двойной детерминации развития ребенка: либо биологической, либо социальной. Первый подход, уходящий своими корнями в ортодоксальный психоанализ, непосредственно выводит черты личности ребенка из его половой принадлежности, а другой – ведущее значение приписывает научению в системе воспитательных воздействий на ребенка, особенностей его социализации и т.п. Однако известно, что у новорожденных младенцев имеются половые различия в познавательной активности и в реакциях на мать: мальчики проявляют себя более самостоятельно и независимо от матери, девочки же, напротив, тесно связаны с матерью и более зависимы от ее поведения. Совершенно очевидно, что половая дифференциация не может быть однозначно определена каким-то из этих факторов или их сложением.
Для правильной оценки данных по половым различиям – нам надо иметь сведения о статистическом значении различий, степени совпадения между группами, а также о сопоставимости выборок. В групповых сравнениях особенная осторожность необходима в использовании рейтингов, коэффициента интеллекта либо других глобальных оценок, могущих оказаться неправильными.
Как и другие групповые сравнения, в изучении половых различий представляется несколько методологических трудностей. Статистический метод является основным при развитии дифференциальной психологии. Понятие статистической зависимости во многом связано с согласованностью результатов от выборки к популяции. В изучении групповых различий важно сформулировать результаты в конкретной форме и свести выводы к определенным материалам, способу и другим условиям исследования.
Пример дифференциальной селекции дает обсуждение изменчивости в половых различиях. Теория большей мужской изменчивости утверждала, что, несмотря на возможность равных средних способностей мужчин и женщин, амплитуда интеллекта шире среди мужчин. В соответствии с этой теорией среди мужчин должно быть больше одаренных, а также больше умственно отсталых людей, чем среди женщин. [1]
Такое возможное половое различие во внутригрупповых различиях схематически изображено на рисунке 1. Можно добавить, что теория большей мужской изменчивости считалась ее сторонниками основным биологическим законом, и ее полагали справедливой для всех особенностей, как физических, так и психологических.
Эта теория пользовалась широкой популярностью среди психологов нача-ла двадцатого века. Такая гипотеза мог-ла бы дать биологическую основу для половых различий изменчивости. Тем не менее, важно иметь в виду, что в общей популяции половые различия изменчивости чрезвычайно малы и обычно незначительны.
Рис. 1. Гипотетическое «колокольное» распределение интеллекта среди женщин – А и мужчин – В.
Кто достигает высшего коэффициента интеллекта – мальчики или девочки – зависит от вопросов, включенных в тест. Когда половые различия не исключаются из теста преднамеренно, то, как правило, тенденция бывает в пользу девочек. Это следует из факта, что тесты интеллекта в значительной степени состоят из вербальных вопросов, в которых превосходят девочки. Поскольку тесты зависят от памяти, девочки получают дополнительное преимущество. Кроме того, многие тесты интеллекта подтверждаются школьными достижениями, где так же отличаются девочки, особенно на уровне начальной школы.
Факторы, влияющие на развитие речи
На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. Что касается степени влияния наследственных и средовых факторов на развитие речи, с уверенностью можно сказать следующее. Врожденные способности, сильное желание общаться с окружающими и богатство языка и социальн ...
Основные данные, полученные в ходе исследования
1. На первом этапе исследования производилось сравнение двух групп испытуемых с целью выявления сходства-различия в представлении о собственных организаторско-управленческих качествах.
Основная рабочая гипотеза
этого этапа: существуют значимые различия в структуре организационно-управленческих качеств личности руководителя и подчиненн ...
«Архивный метод».
Для анализов дневниковых записей, заметок, архивных материалов, продуктов трудовой, учебной, творческой деятельности в американской научно литературе применяют термин «архивный метод». Отечественными психологами используется другой термин для обозначения этого метода – «анализ продуктов деятельности», или праксиметрический метод.
К раз ...