Деструктивные супружеские
отношения как условие проявления депрессий в супружеской диадеСтраница 7
Заболевание характеризуется периодическими маниакальными и депрессивными состояниями, обычно разделенными "светлыми" промежутками, когда признаки заболевания отсутствуют и наступает практическое выздоровление.
Типичные симптомы депрессии у мужчин:
снижение устойчивости к стрессу;
появление неуверенности в принятии решений;
агрессивное и враждебное поведение;
злоупотребление алкоголем, алкогольная зависимость;
синдром "перегорания";
проявление импульсивного поведения;
увлечение экстремальными видами спорта, умышленная чрезмерная физическая активность.
В исследовании депрессии у женщин были выявлены нарушения практически всех изученных аспектов супружеских взаимоотношений, обусловленных депрессивным расстройством. Особенно выраженными были коммуникативные нарушения, зависимость от супруга, сексуальные проблемы и снижение интереса к половым отношениям, чувство вины, обидчивость и уменьшение привязанности. Все эти нарушения поддавались коррекции в различной степени по мере редукции других проявлений депрессии. Один из изученных показателей имел особое значение для оценки супружеских отношений - разногласия в отношениях. У женщин, страдающих депрессией, выявлены повышенная раздражительность и гневливость, которые были связаны с отдельным фактором, соответствующим степени близости в отношениях. Агрессивность была маловыраженной при общении с малознакомыми людьми, включая психиатров и других специалистов, в ограниченной степени проявлялась на работе и в отношениях с друзьями и достигала максимума в отношениях с супругом и детьми. Тот факт, что гнев в большей степени проявляется по отношению к близким, чем малознакомым людям, считается естественным, но в случаях депрессии такие различия становятся еще более выраженными. Связь повышенной гневливости с депрессией изучена недостаточно. Указанные закономерности противоречат психоаналитической теории, в соответствии с которой депрессия связана с интернализацией аффекта гнева и, следовательно, внешние проявления гнева должны редуцироваться. Проблема повышенной гневливости особенно актуальна с точки зрения супружеских отношений. Супруг может неадекватно оценивать связанное с депрессией снижение способности к выполнению рутинных обязанностей по дому и заботе о детях, что приводит к значительным супружеским разногласиям. Депрессия может стать серьезным испытанием для крепких супружеских отношений и разрушить слабые.
В других современных исследованиях изучалось качество супружеских отношений. По данным Richter и Richter, изучавших больных депрессией в стационаре, напряженность в семейных отношениях во многом определяется аффективными нарушениями у одного из супругов. В результате катамнестического наблюдения за 9 замужними женщинами, страдающими депрессией, Merikangas с соавторами обнаружили, что через 6 недель терапии амитриптилином пациентки постепенно приобретали свойственное им до депрессии влияние в семье, что приводило к восстановлению баланса в супружеских отношениях. Fadden с соавт. отмечают связь депрессии у одного из супругов с нарушением активности и досуга другого, снижением семейного дохода, ухудшением супружеских отношений и неопределенностью в том, как преодолевать симптомы заболевания.
Виды готовности к школьному обучению
Можно выделить некоторые виды готовности к школьному обучению:
1) Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника.
Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" поручениям. На появление такого же ...
Проблема педагогической
запущенности и дезадаптацни детей в школе
Как в области обучения, так и в сфере воспитания существуют педагогически запущенные дети, требующие активной психокоррекционной работы. Это относится и к характеру ребенка. С ребенком, педагогически запущенным в плане развития характера, надо работать так же, как и с ребенком, педагогически запущенным в области познавательного развития ...
Понятие и сущность социализации
Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой ...