Теоретическая часть. Классификация и типология конфликтовСтраница 1
По направленности конфликты делятся на вертикальные, горизонтальные, смешанные.
В вертикальных конфликтах участвуют лица, один из которых находится в подчинении у другого. В горизонтальных — участвуют лица, не находящиеся друг у друга в подчинении (рис. 1). В смешанных конфликтах представлены и вертикальные и горизонтальные составляющие.
На конфликты, имеющие вертикальную составляющую (т. е. вертикальные и смешанные конфликты), приходится в среднем от 70 до 80% общего их числа. Такие конфликты наиболее нежелательны для руководителя: участвуя в них, он «связан по рукам и ногам». Ибо каждое действие и распоряжение в этом случае рассматривается всеми сотрудниками (а особенно участниками конфликта) через призму конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя они будут в любом его шаге видеть происки по отношению к оппонентам. А поскольку информированности подчиненным нередко недостает, чтобы правильно оценить действия руководства, то недопонимание с лихвой компенсируется домыслами, преимущественно негативного свойства.
Естественно, в таких условиях, когда каждое распоряжение может вести к углублению конфликта, чрезвычайно трудно работать.
Уже из этого предварительного рассмотрения понятны некоторые установки руководителя: наибольшую осторожность проявлять по отношению к вертикальным конфликтам (стараться погасить их в зародыше).
Табл.1 Горизонтальные и вертикальные конфликты
Тип конфликта |
Способ проявления конфликта | |||||
По «горизонтали |
По «вертикали» | |||||
«снизу вверх» |
«сверху вниз» | |||||
Препятствия достижению основных целей совместной трудовой деятельности |
Действия одного препятствуют успешной деятельности другого. Организационный конфликт. |
Руководитель не обеспечивает подчиненным возможности успешного достижения цели деятельности |
Подчиненный не обеспечивает руководителю возможности выполнения основной цели деятельности | |||
Препятствия достижению целей совместной трудовой деятельности |
Действия одного препятствуют достижению личных целей других. Организационный конфликт. |
Руководитель не обеспечивает подчиненному возможности достижения личных целей |
Подчиненный создает препятствия для достижения руководителем личных целей | |||
Противоречие действия принятым нормам |
Конфликт норм поведения в группе |
Противоречия деятельности руководителя, его стиля работы |
Деятельность подчиненного как носителя определенной социальной роли противоречит ожиданиям руководителя | |||
Личные конфликты |
Личная несовместимость |
Лидеры и авторитеты не оправдывают ожиданий последователей |
Члены коллектива не оправдывают ожиданий его лидеров и авторитетов | |||
Способы урегулирования и профилактика конфликтов
Существует три основных способа урегулирования конфликтов:
1) доминирование - как победа одной стороны над другой, в результате навязывания своей воли физическими или психологическими средствами. Однако преимущества такого способа урегулирования связаны с неэффективностью в дальнейшей перспективе взаимодействия;
2) компромисс - означа ...
Причины половозрастных различий
Полученные факты, на первый взгляд, могут быть объяснены, исходя из презумпции опережения возрастного развития девочек по сравнению с мальчиками. Девочки раньше, чем мальчики, усваивают моральные нормы, в частности норму гуманности «для себя, как для другого, и для другого, как для себя» – по крайней мере, внешне, в сфере вербального по ...
Публичное выступление в целях пропаганды психолого-педагогических знаний
Совместно с преподавателем биологии К.К. провели скрытый опрос в некоторых старших классах, с целью выявления причин конфликтов между преподавателями и учениками(см.
8.1.). Так вот на вопрос «По каким причинам может возникнуть конфликт» лишь 25% учащихся ответили «Неуд поведение» или «не подготовка к д/з». А остальные 75% - не желание в ...