Воля в процессе управления
Страница 1

Воля — это сознательное регулирование челове­ком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля — это способность человека, проявляюща­яся в самодетерминации и саморегуляции им сво­ей деятельности и различных психических процес­сов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном на­правлении и с заранее предусмотренной силой. Бо­лее того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположное.

С. Д Резник [14] выделяет следующие основные функции воли:

1) выбор мотивов и целей;

2) регуляция побуждения к действиям при не­достаточной или избыточной их мотивации;

3) организация психических процессов в адекват­ную выполняемой человеком деятельности систему;

4) мобилизация физических и психических воз­можностей при преодолении препятствий в дости­жении поставленной цели.

Для возникновения волевой регуляции необходи­мы определенные условия — наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются труд­ности на пути к цели: препятствия внешние — вре­мя, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние — отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.

Волевые усилия необходимы:

1) при восполнении дефицита побуждения к дей­ствиям при отсутствии их достаточной мотивации;

2) при выборе мотивов, целей, видов действий при их конфликте;

3) при произвольной регуляции внешних и внут­ренних действий и психических процессов.

Воля неразрывно связана с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. В связи с этим все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в ре­зультате возникновения неосознаваемых или недо­статочно отчетливо осознаваемых побуждений (вле­чений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Иными словами, в непроизвольных действиях нет четкой цели и уси­лий субъекта для ее достижения. Примером непро­изводственных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, вос­торга, гнева).

Произвольные действия предполагают осозна­ние цели, предварительное представление тех опе­раций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. В этой связи воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек счи­тает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

Волевая регуляция поведения человека форми­руется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем — самоконтроля личности.

В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека выделяют 4 варианта проявления воли:

1) в легком мире, где любое желание выполни­мо, воля практически не требуется (желания чело­века просты, однозначны, любое желание осуществи­мо в легком мире);

Страницы: 1 2 3 4


Концепции проблемного обучения, психологические условия организации проблемного обучения
Проблемное обучение представляет собой совокупность взаимосвязанных методов и средств, которые направлены на самостоятельное добывание знаний путем решения учебных проблем, формирование творческого мышления и познавательных интересов учащихся. Проблемное обучение раскрывается через постановку (учителем, учителем с учеником или самим уче ...

Психологические предпосылки проведения реформ
Для более полного освещения содержания проблемы, вынесенной в заголовок, предлагаем остановить более пристальное внимание на понятиях "нормативы" и "отклонения от социальных норм поведения", на некоторых психологических характеристиках личности правонарушителя, а также на условиях формирования и устойчивого функциони ...

Психология человеческих отношений. Общение как взаимодействие
Интepaктивнaя сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями пo поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание peaлизyeтcя в нoвыx пoпыткax развить совместную деятельность, организовать ee. Это позволяет интерпретировать взаимодействие кaк о ...